Говорят, царь - ненастоящий! «Иван Васильевич меняет профессию»: любимые фразы из любимого кино Как поняли что царь ненастоящий

На русский трон неоднократно претендовали самозванцы – одних Лжедмитриев было три. Обычно им в этом помогали иностранцы, чаще всего поляки. Но не шибко преуспели в этом. Возможно, после того кому-то пришла в голову идея подменить молодого царя Петра I: ведь лучший способ подчинить себе страну – поставить во главе её своего человека.

Червь сомнения

Поначалу я подумал: этого не может быть! Нашёл «простое» объяснение: ему понравилась тамошняя жизнь, сразили наповал «достижения» Запада, отсюда и перемены в сознании.

Но гипотеза о подмене дало ответ на давно мучившую меня загадку: Пётр I в длинной череде русских князей, царей и императоров выделяется необычной жестокостью: как говорят историки, при правлении Петра I страна потеряла до 20% населеления. Он самолично рубил головы стрельцам, что изобразил на своей знаменитой картине И.Суриков. Северную столицу построил на человеческих костях поближе к любимой им Европе и назвал не по-русски - Санкт-Петербургом. Прежний бы вообще сюда не пришёл, а если бы и стал давать своё имя какому-либо городу, то назвал бы Петроградом.

Позже сомнения усилились. Ну, не была Русь тогда настолько отсталой, чтобы поразить неофита, вообще она мало чем отличалась от своих западных соседей. Настоящий Пётр I вообще вряд ли бы заметил «блага» западной цивилизации, ибо с детства жил по-царски.

Так что первоначальное «объяснение» перестало мне казаться убедительным.

Царя подменили

Что же именно заставляет думать о подмене?

С Великим посольством в Амстердам уехал бравый 26-летний православный русский молодец, кровь с молоком, а вернулся сильно поношенный жизнью человек по внешнему виду чуть ли не вдвое старше.

Ещё до возвращения царь велел отправить в монастырь свою первую жену Евдокию Лопухину, и позже встречаться с ней упорно не хотел. Хотя прожил восемь лет и по всем свидетельствам любил, писал ей пылкие письма в отъезде. Между прочим, Евдокия Лопухина родила Петру I трёх сыновей, все они позже были убиты, как и многие бывшие родственники и друзья молодого царя. Мягко говоря, очень странно для настоящего царя, но понятно для самозванца – они ему все чужие!

Прежний царь любил всё русское, а нового чуть ли не тошнило от него. Неужели он столь сильно за два года возненавидел всё своё, родное, отеческое?..

Вдруг перестал носить привычную русскую одежду, облачался в европейскую.

И почему после заморского «турне» государь почти позабыл русский язык, говорил на нём чуть лучше уровня «моя твоя не понимай»? Несколько лет ничего не писал – письменная речь труднее разговорной – только диктовал. Порой русские слова писал латиницей.

Знаменательно, что сразу после возвращения Петра I из российского придворного архива пропали все материалы о детстве и юношестве будущего царя. А ведь с 1672 по 1697 года велись «поденные записи», в которых фиксировался буквально каждый шаг царевича. Среди них имелись указы и письма настоящего Петра, по ним можно было сравнить почерк.

Подлинный государь знал о нахождении библиотеки Ивана Грозного, её тайну передавал каждый царь своему наследнику, а подменённый этого совершенно не ведал, прикладывал много стараний её разыскать. Но тщетно. При этом его родной сестре Софьи тайна была известна, царевна посещала библиотеку.

Всё русское окружение молодого царя во время поездки за границей непонятным образом «усохло, испарилось»: многие умерли, другие таинственно пропали неведомо куда. Вернулся он практически с одними иноземцами.

Знаменательно, что вместе с новым окружением в Россию прибыло немалое войско. Это были поляки. Именно они потом подавили бунт стрельцов и всех недовольных.

Вообще всё своё правление Пётр I приближал к себе иностранцев, в массовом количестве приглашая из-за рубежа, предоставляя всяческие льготы. В жизни постоянно общался с ними. Мог выбрать невесту чуть ли не из любого королевского дома Европы, но, вопреки традиции, взял иностранку Марту Самуиловну Скавронскую-Крузе сомнительного пошиба.

Прежде любимую им Москву – в которой он родился! - подменённый царь возненавидел, бежал из неё при любой возможности, а потом вообще перенёс столицу поближе к тому, что ему было по нраву и к чему он тянулся душой. Не потому ли, что опасался разоблачения, а потому не показывался там, где настоящего Петра знали и ещё помнили?..

«Войско взбунтовалось…»

Когда после двухлетнего отсутствия вернулся странный человек, не похожий на себя прежнего, никого не узнававший и плохо говоривший по-русски, то сразу же пошли разговоры о том, что «царь не настоящий». Часть стрельцов взбунтовалось, требуя на трон царевну Софью, родную сестру Петра. Недовольство жестоко подавили.

Этим царь не удовлетворился, были устроены дополнительно 14 пыточных камер, где подвергали истязаниям стрельцов. Даже тех, кто не принимал участия в бунте, жил открыто в Москве, ни от кого не прятался. Большинство из пытаемых скоро во всём признавались, в том числе и в неприязни к иностранцам. Последнее было наказуемым и достаточным поводом для наказания?!

Следует заметить, что стрельцы в те времена являлись самыми верными и боеспособными войсками, ими становились по наследству. По некоторым данным их численность достигала 20 тысяч человек. Практически страна осталась без армии. Вместо неё воссоздали другую, конечно же, по западным образцам, где на самых важных постах были умело расставлены инородцы.

После расправы со стрельцами по повелению царя выпустили памятную медаль с надписями на латинице, чего никогда прежде на Руси не делалось.

«Подменённый немец»

О подмене царя знали или догадывались в то время очень многие. Ходили упорные слухи о том, что Русью правит «подменённый немец», но они жестоко пресекались.

Свыше 90% записей о государственных преступлениях Преображенского приказа состоят из обвинений тех, кто говорил о подмене государя или самозванце, слушал подобные речи или не доносил о них. Вот с чем боролись в первую очередь! Значит, подмену заметили сразу, а потому новое окружение царя стремилось искоренить правду самым суровым образом.

В разных уголках страны стали появляться «настоящие цари». Их хватали, пытали и ежели они до того не умирали в ходе истязаний – казнили.

О подмене написал Д.С.Мережковский в своей работе «Антихрист». Историки А.Фоменко и Г.Носовского обнаружили, что официальный день рождения Петра I – он родился 30 мая (9 июня) 1672 - не совпадает с днём его ангела, чего нет ни у одного его предшественника. В названный день рождения царя чествуется святой Исаакий. Вполне возможно, он и носил это имя, пока не подменил истинного русского государя.

Известный русский историк-исследователь В.Шемшук написал книгу «Дьявольский переворот в России». Являлся сторонником версии о подмене царя российский писатель и публицист Н.Левашов. Его взгляды разделяет кандидат философских наук, руководитель проекта «Философский штурм» И.Данилов. Один из соучредителей Можайского исторического общества В.Куковенко написал книгу «Как подменили Петра I».

Деяния великого «реформатора»

Официальные историки рисуют Петра I чуть ли не «величайшим реформатором», насаждавшим цивилизацию в «дикой стране». На деле же он куда более походил на жестокого завоевателя, который варварски и безжалостно уничтожал основы русской жизни.

Вот краткий перечень деяний Лжепетра:

Усиленно насаждал алкоголь и табак, устраивал гулянки, именуемые ассамблеями, на которых буквально спаивал приглашенных. По его приказу на площадь выкатывали бочки с вином и бесплатно всех угощали.

Отдал крестьян в собственность помещикам, превратив крепостное право в настоящую кабалу. А ведь ранее говорилось, что «крестьянин - это титул выше короля»…

+ Запретил ношение русской одежды, налагал за это штраф…

Заменил традиционную русскую письменность алфавитом Кирилла и Мефодия. Помимо прочего, фактически отрезал огромный пласт письменных источников на старом языке, они стали мало понятны последующим поколениям.

+ Под предлогом снятия копий изъял из монастырей старинные рукописные книги и уничтожил их, а для написания «русской» истории завёз немцев, они её сотворили предельно нерусской. Даже нагло указали, что немцы дали русским государственность, хотя сами таковой в то время не имели: единое немецкое государство на карте мира появилось много веков спустя.

+ Русское самоуправление – земство – заменил бюрократическим аппаратом иноземцев по западному образцу.

Провёл податную реформу, установил налоги, которыми многих разорил. Характерно, что для сторонников прежнего образа жизни налоги удваивались. Порой право сбора налогов отдавалось генералам, а каждая губерния обязана была содержать воинские соединения…

Издал указ о престолонаследии, по которому наследнику было запрещено выбирать невест внутри страны, можно было таковых брать за границей…

Пётр I упразднил Патриаршество, подчинил Церковь светской власти через Синод. Провёл репрессии против духовенства - носителей русской культуры, немало постарался приблизить его к католичеству.

Кто самозванцем дерзнул быть?

Очень похоже на то, что настоящего Петра I заменил голландец Яан Муш. Именно семье некоего Клааса Муша «русский» царь оказывал постоянную материальную помощь. А его вдове подарил буер стоимостью 450 гульденов. А кормщик Антип Тимофеев, который спас жизнь Петру I во время шторма на Белом море, получил в награду всего 30 рублей (примерно 150 гульденов).

Бросается в глаза пристрастие царя ко всему голландскому и голландцам. Во время заграничных поездок Петра I было замечено, что он наиболее охотно общался с голландскими шкиперами, запросто ходил с ними в винные погребки и там щедро их поил.

Как-то при посещении Голландии он совершенно равнодушно проплыл мимо столицы, Амстердама, спеша в маленький городок Саардам (Заандам). Там он обходил чуть ли не всех тамошних простолюдинов, охотно обедал у них, выпивал. Очевидцы отмечали, он походил на человека, который вернулся домой после длительной разлуки и теперь навещает всех своих родственников и друзей.

Имеются свидетельства, что настоящий Пётр с малолетства страдал водобоязнью, но вернувшийся из иноземного «вояжа» демонстрировал отменное умение плавать, испытывал явную тягу к морю и кораблям. Похоже, был опытным моряком, возможно, даже пиратствовал. Во время морских сражений выказывал очевидный опыт абордажного боя, и весьма основательный, требовавший для овладения немалой практики. Где его он мог приобрести, если никогда раньше в подобных баталиях не участвовал?!.

По другой версии иноземца, подменившего подлинного русского царя, звали Исаак Андре. Его именем потом назвали Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

"Человек в железной маске"

А куда же делся прежний русский царь? Вернее, куда его дели заговорщики? Какова его дальнейшая судьба?

Одна из версий такова: истинный Пётр I содержался в знаменитой Бастилии с бархатной маской на лице. Это породило легенду о «железной маске» и многочисленные предположения о том, кто скрывается под ней. События по дате совпадают: подмена русского царя (если она имела место) произошла в конце лета 1698 года, а человека с маской привезли в Париж вскоре после этого, в сентябре того же года.

Есть ли связь, неизвестно, но именно тогда сменился комендант Бастилии. В списках этой тюрьмы узник указан как Магсhiel, что напоминает искажённую фамилию Михайлов, под ней настоящий русский царь пребывал за границей. Умер несчастный спустя пять лет. Камеру после этого предельно тщательно обыскали, уничтожив все следы его пребывания.

Александр ЗИБОРОВ.

Самой народной комедии СССР «Иван Васильевич меняет профессию» сегодня исполняется 40 лет. Снятый по пьесе Михаила Булгакова, фильм Леонида Гайдая блещет остроумием, и цитаты из него навсегда прописались в нашей повседневной речи, став крылатыми и непроизвольно вызывая улыбку на губах.

Сегодня портал вспоминает любимые фразы из культового кино, произнесенные любимыми актерами.

Юрий Яковлев (Иван Васильевич Бунша и Иоанн Грозный)

Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели.

Одумайтесь, одумайтесь, товарищ Тимофеев, прежде чем, понимаете, увидеть древнюю Москву - без санкции соответствующих органов!

Меня терзают смутные сомнения…

Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!

А вы думаете, нам, царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики… Нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!

Эй, человек! Человек! Официант! Почки один раз царице!

Я требую продолжения банкета!

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю…

Ульяна Андреевна, я царствовал! Но вам не изменил! Меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь!

От самозванца слышу!

Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

Ключница водку делала.

Какого Бориса-царя?! Бориску - на царство?! Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее?! Сам захотел царствовати, всем володети?! Повинен смерти!

Ты пошто боярыню обидел, смерд?!

Молись, щучий сын, прощайся с жизнью!

А боярыня - красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака?

Ну так и женись, хороняка, князь отпускает ее.

Ой, бесовская одежа, ой, искушение!

Замуровали, демоны!

Вот что крест животворящий делает!

Оставь меня, старушка, я в печали…

Казань брал… Астрахань брал… Ревель брал, Шпака… н-не брал.

Лжешь, собака! Аз есмь царь!

В милицию замели, дело шьют!

Леонид Куравлев (Жорж Милославский)

Это я удачно зашел!

Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.

Я - артист больших и малых академических театров; а фамилия моя - фамилия моя слишком известная, чтобы я её называл!

А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету, и цветы не растут.

Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз!

Минуточку! Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, я тебя!..

Ты не молчи как пень, я ж не могу один работать.

Надежа-царь говорит, что я князь Милославский. Устраивает это вас?

Были демоны, - мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу эту глупую панику прекратить!

Введите гражданина посла!

Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке.

Передай твой король мой пламенный привет!

Все свободны! Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!

Федя, ты чего там жмешься около почек? Иди сюда.

О, да ты, ваше благородие, нарезался!

Торопиться не надо, сесть я всегда успею.

Дорогой самодержец, мы пропали.

Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю - ты на что, царская морда, намекаешь?

Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев)

Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.

Если бы вы были моей женой, я бы повесился!

Вы думаете, что я хочу вас отравить?! Дорогой Иван Васильич, у нас это не принято. И кильками в наш век отравиться гораздо легче, нежели водкой, - пейте смело!

А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?

Наталья Селезнева (Зина)

У меня в кафе увели перчатки… и я полюбила другого!

Ему сообщают, что жена от него уходит, а он - «так-так-так-так-так»! Даже как-то невежливо! И ты знаешь, как-то даже тянет устроить скандал…

Я бросаю мужа - этого святого человека со всеми удобствами!

Так это ж я чемодан подлеца Якина взяла!

Владимир Этуш (товарищ Шпак)

А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали - собака с милицией обещала приехать…

Ах, это вы репетируете…

Натурально как вы играете… И царь у вас такой… типичный! На нашего Буншу похож.

Эта роль ругательная, и я прошу ко мне ее не применять! Боже, ну и домик у нас! То обворовывают, то обзывают… а еще боремся за почетное звание «дома высокой культуры быта», - это же кошмар, кошмар!

Что это еще за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!

Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп.

Закусывать надо!

Алё, милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак…

Все, что нажито непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки.

Михаил Пуговкин (режиссер Якин)

Жди меня, и я вернусь.

Я проходил с ней сцену, истеричка! Это моя профессиональная обязанность. Profession de foi!

Паки… иже херувимы! Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, вы меня не так поняли… Языками не владею, ваше благородие.

Житие мое…

Вельми понеже… весьма вами благодарен!

Поелику мы зело на самолет опаздываем.

Наталья Крачковская (Ульяна Андреевна Бунша)

Однако, у вас характер… Была б я вашей женой, я бы тоже ушла.

Александр Сергеевич, извините, что беспокою вас во время вашей семейной драмы. Иван Васильевич не у вас?

Товарищ лейтенант, жена я этому алкоголику!

И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… И меня вылечат…

Выучили вас на свою голову, облысели все!

Живьем брать демонов!

Йа-йа, Кемска волост…

Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком… Икра черная, красная… Да! Заморская икра… баклажанная!

Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!

Многие пишут о том, что Путин упрятал жену в монастырь, ибо слишком давно не появляется она на людях.
Мне представляется более вероятной другая версия - ни Путина, ни его жены, ни его детей давным давно нет ни на людях, ни где-либо ещё.
Тому есть несколько косвенных свидетельств.

1) Внешность.
Все эти забавные разговоры про ботокс заставляют думать, что у президента поехала крыша. На ту же самую поехавшую крышу удобно списывать всякие идиотские выкрутасы. Но лишь один факт можно считать точным и проверенным - у человека, которого называют Путиным, резко и очень сильно изменилась внешность.
Точно также резко и очень сильно изменилась внешность его жены. Её появление на выборах - это просто классика жанра публичной маскировки: этот лохматый парик, просторный укутывающий плащ, скрывающий фигуру... "Гештальт", чтоб узнать некую целостность. Деталей люди внимательные не узнают.

Перед нами совершенно другие люди, играющие роль. Как Ленин или Сталин на красной площади, фотографирующиеся с туристами. А что делают карикатурные Ленин или Сталин, чтобы быть более похожими на оригинал? Правильно, они используют "стереотипное поведение". "В руках кепка, в зубах трубка".

2) Поведение.
Настоящий Путин был неоднократно замечен в гопнических ухватках. Он говорил "жевать сопли" и говорил "мочить в сортире", и это было частью его образа. Путин нынешний превратил это гопничество в гротеск. У него уже не проскакивают эти фразы и этот стиль - он пользуется только ими. И при общении с местной публикой, и даже на всяких международных встречах. Так двойник Ленина в случае необходимости постоянно преувеличенно картавил бы и постоянно вворачивал бы словечки типа "батенька" - ведь этого от него ждут "простые люди". Хотя есть один момент, который точно также выдаёт человека, играющего роль.

3) Отношение.
Человек отстранён. Ни его для зрителей не существует, ни он не существует для зрителей. Он хамит с экранов и трибун, несёт очевидную ерунду, забавляется и развлекается. Настоящий "царь-самодур" в этом случае творил бы всяческие другие самодурства - но в области политической, а особенно экономической курс очень жёсткий и не меняется под влиянием момента. Он основан на простом правиле "богатые богатеют бедные беднеют", которое не нарушается ни при каких обстоятельствах. Во всех остальных вещах артист, изображающий Путина позволяет себе развлекаться и дурачиться.

Ещё одним косвенным свидетельством подмены Путина являются два момента. Первый - это политическая ситуация. Президентский срок Медведева ознаменовался целой кучей совершенно бредовых, часто противоречивых идей законопроектов. Это продолжается до сих пор. На общественных уровнях с низким финансированием, где не затронуты интересы крупнейших олигархов - творится трэш, угар и полный беспредел. Второй - это новости про Путина. Вся эта Лада-Калина, ботокс, амфоры и рыбоцелование - если отвлечься от их бредовой сути - направлены лишь на одно. Чтобы люди говорили "вот же дурак-то царь-батюшка", но не задавались вопросом "а чего это царь-батюшка на себя не похож". Прятать нужно на самом видном месте, тайну скрывают за шумовой завесой.

Для меня совершенно очевидно, что где-то между 2007 и 2010 годами настоящий В.В. Путин исчез вместе с семьёй. Было это его осознанное решение по уходу из большой политики в какой-нибудь тихий европейский замок, либо его ликвидировали его "друзья-одноклассники" в подвале какого-нибудь ипатьевского дома, мы теперь уже вряд ли узнаем. Семибанкирщина наняла нескольких артистов, запустила несколько будоражащих историй насчёт Кабаевой и ботокса в интернет и рулит сейчас страной исключительно в интересах крупного капитала. Первым пробным шаром были "чудачества Медведева", вторым - проект семибанкирщины "Прохоров", когда они выдвинули из своей среды самого, очевидно, глупого (=подконтрольного) человека, дабы вскоре провозгласить его очередным "преемником" и окончательно зафиксировать власть капиталистов в стране.

Правда, стоит заметить, что в плане протестов это ничего не меняет. Протесты и митинги, лозунги "Путин - уходи" - это лишь способ показать тайным правителям страны недовольство народа. Другой вопрос, что важно понять - если даже нанятого артиста "уйдут", вовсе необязательно семибанкирщина полностью откажется от прежнего курса. Но это будет хотя бы обратной связью, которой сейчас не наблюдается вовсе.

В этом году юбилей празднует один из самых популярных комедийных персонажей отечественного кино - Шурик, прославившийся благодаря трем комедиям Гайдая. 16 августа 1965 года на экраны вышел первый фильм с его участием - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

К деталям фирменного почерка Гайдая относится его поразительный талант к выбору актеров. Практически каждый персонаж, даже появившись на пару секунд, врезался в память зрителю благодаря фактурной внешности или какой-нибудь броской реплике.

Как же сложились судьбы актеров, сыгравших самые яркие эпизодические роли в "Операции "Ы", "Кавказской пленнице" и "Иване Васильевиче"?

Эммануил Геллер

Первая сцена - автобусная остановка, на которой под проливным дождем стоят Шурик и интеллигентного вида пассажир с зонтиком. Дважды пропуская всех подряд в подъезжающие автобусы, эти двое сами в них попасть не могут. В конце концов, не выдержав, "коллега по несчастью" отталкивает Шурика и сам садится в третий автобус. Этого пассажира сыграл Эммануил Геллер.

Настоящая фамилия артиста - Хавкин. Он родился в 1898 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). За свою жизнь снялся в 80 фильмах. Зачастую его роль сводилась к бессловесному, но яркому появлению на экране, и его мастерство комика-эпизодника пытались позже перенять многие актеры. Например, фильмы с его участием часто пересматривал Савелий Крамаров, специально чтобы посмотреть на крошечные фрагменты с актером.

Чаще всего Геллер играл пиратов и моряков, фотографов, пассажиров и прохожих, "лиц кавказской национальности". Снялся он и в продолжении похождений Шурика - сыграл шашлычника в "Кавказской пленнице".

Уже в совсем преклонном возрасте поучаствовал в одном из последних гайдаевских фильмов "Частный детектив, или Операция "Кооперация", где сыграл привычную для себя роль престарелого пассажира. Умер в 1990 году в 91-летнем возрасте. Его кинокарьера продлилась 60 лет.

Владимир Раутбарт

Первый фильм трилогии продолжает новелла "Наваждение". Романтическая история Шурика и Лиды проходит на фоне комичных сцен экзаменов, в которых студенты пытаются сдать предмет ироничному профессору. Его сыграл Владимир Раутбарт.

Он родился в 1929 году в Николаеве. Начал работать в омском драмтеатре. Став популярным, уехал в Москву. Периодически снимаясь в кино, постоянно находился в поиске своего образа. Но сложилось так, что для подающего надежды артиста роль в "Операции "Ы" оказалась последней в кино. Спустя 4 года после выхода фильма, в 1969 году, он умер от разрыва аорты. Перед смертью успел озвучить одного из самых запоминающихся отрицательных персонажей советских мультфильмов: именно его голосом говорит старуха Шапокляк в мультфильме "Крокодил Гена".

Донара Мкртчян

Одним из немногих персонажей , лишенных комедийных черт, стала жена дяди Джабраила. Исполнители ролей и в реальной жизни были супругами - Фрунзик и Донара Мкртчян. Попадание жены актера в фильм стало одним из эпизодов его личной трагедии. "Донара буквально преследовала мужа своими претензиями. Караулила после спектаклей, выслеживала. Ради спокойствия жены он договорился, чтобы ее взяли на роль в "Кавказской пленнице".

Но с годами проблемы усугубились, и муж решил показать ее врачам. Выяснилось, что у Донары серьезное наследственное психическое заболевание. В момент отчаяния Фрунзик решил отправить ее на лечение за границу, но из лечебницы во Франции ее так и не дождался: в психбольнице она провела все свои последние 25 лет жизни, умерла в 2011 году. Фрунзик скончался на 20 лет раньше.

После "Кавказской пленницы" Донара Мкртчян снялась еще в 4 картинах. В каждой из них одну из главных ролей играл Фрунзик.

Михаил Глузский

"Тост без вина что брачная ночь без невесты!" - одна из самых глубоких и в то же время комичных мыслей "Пленницы" была произнесена работником гостиницы, в которую в начале фильма вселяется Шурик. Роль администратора исполнил Михаил Глузский.

Родился он в 1918 году в Киеве. После переезда в Москву в 1929-м работал слесарем. В 1936 г. поступил в Школу киноактера, потом в Театр-студию киноактера, где проработал до 1995-го.

Первыми серьезными работами в кино для Глузского стали фильмы "Тайна двух океанов" и "Тихий Дон". Всего за 60 лет съемок актер поучаствовал в 150 картинах. Занимался и озвучиванием зарубежных фильмов, а также занимал важные посты в Союзе кинематографистов СССР. Из жизни ушел в 2001 году. Ему было 82.

Виктор Шульгин

"Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!" - одна из многочисленных цитат, на которые разобрали фильм практически сразу после выхода на экраны. Кульминационную реплику произнес боярин с окладистой бородой, которого сыграл Виктор Шульгин.

В кинематограф он пришел в 1959 году, исполнив маленькую роль скрипача в лирической комедии "Черноморочка". В дальнейшем стал настоящим королем эпизода благодаря своей яркой запоминающейся внешности. Именно на 70-е годы приходятся его самые яркие "маленькие" появления на экране - фильмы "Два дня тревоги", "Большая перемена", "Двое в пути", "Мачеха" и др.

А в 1974-м - первая главная роль: в телесериале "Рожденная революцией" Шульгин сыграл красного милиционера Бушмакина. В дальнейшем артист демонстрировал поразительную трудоспособность. В рекордном для него 1984 году вышло 13 фильмов с его участием.

Ушел из жизни в 1992 году. За свою жизнь он создал немало ярких образов, но ему так и не довелось стать актером 1-го эшелона.

Анатолий Калабулин

На большие экраны Анатолия привела его на редкость комичная фактура. Снимался он исключительно в эпизодах, зато эпизоды эти получились настолько яркими, что сегодня многим помнятся лучше иных картин.

У Гайдая Калабулин был нередким гостем. Помимо "Ивана Васильевича", где он сыграл эмоционального стрельца с дергающимися ушами, были еще эпизоды в "Не может быть!" и "12 стульев" (он появлялся в каждой из двух экранизаций произведения Ильфа и Петрова: у Гайдая был аукционщиком Василием, а у Захарова одним из шахматистов в Васюках).

Снявшись в десятке фильмов, Анатолий так и не дожил до какой-либо роли помасштабнее. В возрасте 43 лет, в 1981 году, он скончался от болезни печени.