Конспект занятии по логопедии на тему: "звуко-буквенный анализ слов. звуки и буквы м-н". Конспект урока на тему "Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н" Дифференциация н нь логопедическое упражнение

Постановка звука [х], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Логопед предлагает ребенку зашнуровать игрушечный сапожок.

Формирование ритмической организации речи (воспроизведение ритмических структур)

Проводится игра «Строители».

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Что звучит?».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием, вибрация.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», постукивать кончиком языка о верхние резцы.

4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф__ ф! ф!).

2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф___).

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м___ м! м!).

4. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м___).

Постановка звука [н]

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ : на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги .

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.

279. Эти звуки сонорные. Артикуляция сонорного м та же, что и звуков п-б, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос, так как нёбная занавеска опущена.

Артикуляция сонорного н та же, что артикуляция звуков т-д, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос; нёбная занавеска опущена. Эти два звука - м и н называются носовыми.

По сравнению с другими звуками из группы сонорных согласные м и н не требуют особой отработки. Необходимо уделить внимание двойным м и н в словах и на стыке слов. Как правило, многие студенты, имея диалектное произношение, не произносят двойной н или м в окончаниях прилагательных типа длинный, странный, отменный, временный, а также на стыке слов, когда одно слово оканчивается на н или м , а другое начинается на тот же согласный, например:

он не знает [оннезнает]

нам мешают [наммешают]

он не понимает [оннепонимает]

нам мстят [наммстят] и т.п.

В этих сочетаниях некоторые студенты делают орфоэпическую ошибку, на которую следует обращать внимание с самого начала работы над звуками. Они смягчают конечные согласные н и м в словах типа нам, он в результате чего получается искаженное произношение: [оньнезнает], [намьмстят].

280. Для освоения правильного произношения двойных согласных н и м рекомендуем отработать следующие слова и фразы:

нам а зать

нам мажут [наммажут]

нам ы лить

нам мылят [наммылят]

нам о кнуть

нам мокнуть [наммокнуть]

нам е тить

нам метить [намметить]

намес и ть

нам месить [наммесить]

нам я ть

нам мять [наммять]

он неудачник [оннеудачник]

он неустроен [оннеустроен]

он не ошибся [оннеошибся]

он недотрога [оннедотрога]

Примечание. Обращаем внимание на то, что во фразах, в которых рядом стоят твердый и мягкий звуки н и м , один согласный произносится твердо, а другой мягко.

281. Задание

Для освоения произношения сонорных согласных м, н отработайте несколько стихотворных текстов, предварительно разобрав их по смыслу.

м, н

Если

Гавану

окинуть мигом -

Рай -

страна, страна, что надо.

Под пальмой

на ножке стоит фламинго,

Цветет колларио

по всей Веладо.

(В. Маяковский)

Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей -

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный; длинный,

Нравоучительный и чинный

Без романтических затей.

(А. Пушкин)

Я шел ко дну.

Дошел до дна,

Пошел ко дну -

И не страшна -

Мне никакая глубина.

(Л. Мартынов)

Я листаю стихов моих томик,

Все привычно, знакомо давно.

Юность! Ты как охотничий домик.

До сих пор в нем не гаснет окно.

(М. Светлов)

Чем неискусней меч,

Тем он звенит грознее.

Чем неразумней речь,

Тем говорун шумнее.

(Р. Гамзатов)

282. Сонорные л и р наиболее сложные по своей артикуляции звуки. Среди студентов есть такие; у которых звук л вялый, а в звуке р нет хорошего раската - так называемый «одноударный р ».

Сонорные согласные л-ль переднеязычные, щелевые, боковые. При артикуляции л-ль зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам (звук боковой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

Логопедическое занятие в 4 классе «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н»».

Учитель – логопед Исупова Марина Васильевна

Тема: Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н».

Цель занятия:

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Учить различать отически схожие буквы «М-Н» на письме.

Профилактика буквенных замен.

Пополнять словарный запас у учащихся.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй речи.

Закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику, мышление, фонематический слух и зрительное восприятие, диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:

Развивать коммуникативные навыки учащихся, воспитывать умение внимательно слушать товарищей, следить за правильной речью обучающихся, воспитывать стремление к получению новых знаний, навыков, положительных результатов, аккуратность.

Оборудование : слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями,

предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы

«м – н», выполненные по трафарету из картона.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!
- Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка о веселом язычке.

Ротик - домиком, губы – дверкой. А кто в домике живет?

В домике, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл ротик окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся, широко улыбнулся, (упражнений «Улыбочка»).

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать (упражнений «Лопаточка»).

На крылечке полежал, на качели побежал (упражнений «Качели»).

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (упражнений «Заборчик»).

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи - нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг (упражнений «Автомат».)

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнений «Маляр»).

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

- Я с лошадкой погуляю (упражнений « Лошадка»).

-На гармошке ей сыграю (упражнений «Гармошка).

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик (упражнений «Футбол»).

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой (упражнений «Горка»).

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк (упражнений «Лопаточка»).

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?

Логопед читает стишок:

А в нашей кладовке
Кто - то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.

(Мышка).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?

Учащиеся: (в норке).

Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?

Учащиеся: Мышка-Норушка.

Логопед: Правильно. Она к нам на занятие пришла с корзинкой заданий. Давайте ребята попробуем вместе с ней решить все задания.

Учащиеся: хорошо.

Логопед : Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.

Учащиеся : В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».

Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»

Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу.

А теперь дадим характеристика звука «М»

Согласный (есть преграда – губы), твердый, мягкий, звонкий.

При произнесении звука [н]:

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика звука «Н»

звук [Н] - согласный, твердый и мягкий, звонкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?

Учащиеся: называют…

Знакомство с буквой.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».

Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».

Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).

Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?

Запись на доске: м – 4 элемента.

Запись на доске: н – 3 элемента

Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

Учащиеся: «М-Н».

Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.

Сколько элементов в букве м? (4).

А сколько элементов в букве н? (3).

Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.

Принятие правильной позы для письма:

Я тетрадочку открою

И в наклон скорее положу

Ручку в руки правильно возьму я.

Сяду прямо и красиво

За работу я примусь.

Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:

4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4

Логопед: проверяем задание.

Логопед: Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох.

Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Логопед: хорошо, молодцы.

Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.

Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?

Учащиеся: выполняют.

Дифференциация букв «м-н» в слогах.

Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).

Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).

Учащиеся: Слоги.

Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:


Му-му-му - я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы - мы прошли кусты.
Ми-ми-ми - мишку мы нашли.

Ма-ма-ма - кончилась зима.

На-на-на – посмотрите на меня.

Ан-ан-ан – вот и наш диван.

Не-не-не – шишка на сосне.

Ни-ни-ни – мы пошли одни.

Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.

Но-но-но - мы окрыли окно.

Он-он-он – молока бидон.

Ня-ня-ня –няня моя.

Учащиеся: повторяют за логопедом.

Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.

Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.

Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.

Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки - Норушки.

му - (муха, мука, мусор, музыка)

мы - (мышка, мыло, мысль)

мо – (мост, морковь, море)

ма – (Маша, мармелад, маска, мама)

ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)

но - (ножницы, нож, нос)

ни – (нитки, Нина, низко)

на – (наши, начало, настал)

Учащиеся: проговаривают свои слова.

Работа с предложением

Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:

Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.

Учащиеся: слова с буквой «м» - Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.

Слова с буквой «н» - новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.

Итог занятия.

Цель:

подвести итог проделанной работы на занятии

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема занятие была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение?

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

Всем спасибо за работу (словесная оценка).

Тема: Дифференциация строчных рукопистных букв м-н.

Цели: - познакомить детей с буквами м-н ;

Научить детей соотносить звук, символ и букву;

Дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

Давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

Уточнить знания об элементах букв занятия;

УУД: обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

а)Формирование звуковой культуры речи. "Клоун", "Котёнок", "Воздушный бой".

б) Работа с трафаретами.

2. Постановка учебной задачи.

а)"Докажи словечко"

* Мы щенка в воде и мыле * В подполье, в каморке

Два часа мочалкой (мыли) Живёт она в норке,

* В чёрном поле заяц белый Серая малышка

Прыгал, прыгал, петли делал. Кто же это? (мышка)

След за ним был ттоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

* А петух с колючим ёжиком * Кто один имеет рог?

Режут сало острым (ножиком) Отгадайте! (носорог)

* Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это коончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими (ногами)

Назовите первые буквы в словах- отгадках.

б) Игра "Эхо"- назови первый звук в словах

Ната-н муха

нос- носок-

мак- народ-

мост- молоко-

насос- мышь-

магазин- ножницы-

в)Напиши названия картинок, выдели буквы занятия.

3. Построение проекта выхода из затруднений.

Работа с буквами м-н и звуками [м]- [н].

а) Сравнение букв занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных и строчных рукописных букв.

б) Конструирование и реконструирование букв занятия.

*сбор из разрезанных частей букв;

* работа с трафаретами букв: обвести, заштриховать;

* сбор букв из ниток, палочек

в) сравнение артикуляционой характеристики звуков и печатным их обозначением.

г)«Дразнилки»

Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете.

Ма-на-ма-на

Ма-на-ма- наступает зима.

Мы-ны-мы- мы моем рамы.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Дифференциация в слогах.

а) письмо под диктовку

* ма, мо, на, но, ун, ом, им, ын, ым, ем, ен, ям, ём, ян, ём, ми, ни, нё, мё

б) чтение слоговых таблиц

в) назвать и записать слова в 2 столбика, выделяя разным цветом (по картинкам)

медуза ножницы

муравей небо

медведь нитки

гном телефон

мороженое вагон

г)ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны.

М, Н, А, К, Н, О, Д, М

МА, ПА, НА, ВА, МУ, НУ

НОС, МАМА, СОН, СОМ.

д) Чистоговорки для различения м-н.

Запишите слова парами, выделяя буквы, отличающие одно слово от другого.

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.

5. Самостоятельная работа.

а) Составьте словосочетания: подбери признаки и действия к словам.

б) Назови и запиши слова- названия предметов, выдели м-н.

6. Физ. минутка.

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе(в наклоне вперёд)

Мы польём его водой, (присесть, поднять ведро и выливая воду -2 раза)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо-влево. руки на поясе)

Ком за комом мы кладём (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один)

Вот и вылепили дом (потянуться на носочках, руки вверх(большой дом))

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) Записать предложения и выделить м-н разным способом.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

б) "Подбери пару" -д.и.

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

в) Работа с загадками.

Напишите отгадки, выделите с словах-отгадках буквы занятия разным способом.

* Бусы красные висят, * Великан стоит в порту,

Из кустов на нас глядят. Освещая темноту,

Очень любят бусы эти И сигналит короблям:

Дети, птицы и медведи. "Заходите в гости к нам!"

(малина) (маяк)

* Раскалённая стрела * Есть всегда он у людей,

Дуб свалила у села. Есть всегда у караблей.

(Молния) (нос)

* Пять ступенек-лесенка, * Всю жизнь ходят в обгонку,

На степеньках - лесенка. А обогнать друг друга не могут.

(ноты) (ноги)

8. Рефлексия.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Карточка № 1

Упражнение 1

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Карточка № 1

Упражнение 1

Вставьте пропущенную букву Н или М

ИР, - …ОГА, - …ОРОЗ, - ЛИСЁ…ОК,

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.