Где и когда родился глинка. Мемория. Михаил Глинка. Память о Глинке

О. В. Рожнова,
заведующая отделом изобразительных материалов
Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки

В 1994 году в аукционном доме "Альфа-Арт" музеем был приобретен небольшой рисунок И. Е. Репина "Портрет М. И. Глинки" (бумага, тушь, перо 29,9x26). Слева внизу надпись, подпись и дата: "М. И. Глинка Ил Ръпин. 1872". Данная работа представляет собой рисунок к эскизу, хранящемуся в собрании Третьяковской галереи, и является одним из первоначальных этапов воплощения замысла портрета - картины. Много позднее, в 1887 году, картина "М. И. Глинка за сочинением оперы "Руслан и Людмила"" будет представлена на суд публики, мало чем напоминая начальную стадию работы над образом столь любимого Репиным композитора.
На нашем рисунке М. И. Глинка изображен, как и на известной репинской картине, в момент сочинения, но в более поздний период, в последние годы жизни. Домашняя обстановка, детали интерьера намечены беглыми росчерками пера; основное внимание уделяется абрису маленькой, несколько грузной фигуры М. Глинки. Он сидит на мягком диване, сложив ноги по-турецки и задумчиво посасывая трубку. Немолодое, с наметившимися морщинами лицо, бородка, обрамляющая слегка одутловатые щеки, редеющие растрепанные волосы напоминают о пожилом возрасте. Следы прожитых лет и физического нездоровья наложили отпечаток на облик М. И. Глинки. Но задача, которую ставит перед собой художник, много сложнее: как передать духовную глубину великого музыканта, его внутреннее состояние в момент творческого процесса? Эти и многие другие вопросы волновали И. Е. Репина на протяжении долгого периода работы над образом М. И. Глинки.
В определенной степени об этом свидетельствуют письма Репина В. В. Стасову, к которому он обращался за советом и консультацией, имея ввиду обширную эрудицию и личное знакомство В. Стасова с композитором. (Несколькими годами ранее Стасов оказал помощь изобразительными материалами и художнику Аполлинарию Горавскому для портрета М. И. Глинки, который он создал в 1869 году по дагерротипу 1856 года.)
В 1872 году в одном из писем Стасову И. Е. Репин делится с ним своими рассуждениями о судьбах русского искусства и роли интеллигенции, о формирований художественных вкусов. Там же, упоминая о николаевской эпохе в России, пишет: "Национальная гордость Николая простиралась до того, что он поощрял русскую музыку в Глинке"(1). В начале 1873 года Репин сообщает: "...мне Третьяков заказывает написать портрет М. И. Глинки; разумеется, я этому заказу рад, потому что очень люблю М. И. Портрет должен быть и картиной, и характеристикой лица, а потому я не могу тут обойтись без Вас: посоветуйте и снабдите материалами, которыми Вы обладаете, к моему утешению"(2).
И. Е. Репин начал работу над образом М. И. Глинки в 1872 году, через год после окончания Академии художеств в Петербурге (1864-1871). Это было время новых веяний в русском искусстве, развития идей демократического направления, русской национальной самобытности. Имена И. Крамского и В. Стасова, провозвестников "новой русской школы" были у всех на слуху. В 1871 году в Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижных выставок, которой предшествовал известный "Бунт 14" во главе с И. Крамским - выход из стен Академии художников, отказавшихся следовать в искусстве застылым канонам академизма. Репин, называвший Ивана Николаевича Крамского своим учителем, в книге "Далекое близкое" вспоминал: "В то же время под влиянием разговоров с Крамским я все более устанавливался в отрицании и классического направления, и академической школы живописи во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве". Подобные устремления не могли не отразиться на его творчестве.
1872 год был знаменателен и для личной жизни художника. В 1872 году Репин вступил в брак с Верой Алексеевной Шевцовой (первая жена художника). Ее графические портреты были созданы в тот же период, когда проходила интенсивная работа над образом М. И. Глинки. При сопоставлении рисунков становится очевидной духовная насыщенность, мягкость чувства и лиричность настроения, объединяющая эти работы.
Страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для ее образно-эмоциональной характеристики отчетливо проявились в рисунках Репина начала 1870-х годов. ("Голова лежащей девушки" (В. А. Шевцова), 1872. Третьяковская галерея]. В это время у Репина преобладает тип штрихового рисунка с ярко выраженной линейностью. Точность, житейская достоверность изображенных деталей одежды, обстановки, свободная, смелая композиция - характерные признаки репинского графического портрета начала 1870-х годов(3). Эти свойства ранних графических работ Репина отчасти можно обнаружить и в рассматриваемом рисунке "М. И. Глинка". Рисунок к эскизу, несущий в себе легкость быстрого интимного наброска, обладает поэтичностью и одновременно стремлением художника к глубине и проникновенности. В рисунке к эскизу не следует искать законченности портрета, но качества, заключенные в рисунке, драгоценны. Непринужденность манеры, искренность и теплота характеристики Глинки, соответствие изобразительных приемов рисунка и внутреннего смысла образа - все это те особенности, которые впоследствии будут обязательными для лучших портретов живописца. Уникальный портретный дар Репина был направлен на работу над композицией больших картин или живописных портретов.
{mospagebreak heading=Страница 1}

В этот же период, продолжая работать над образом М. И. Глинки, Репин делает его центральной фигурой в большой картине "Славянские композиторы" (точное название - "Собрание русских, польских и чешских музыкантов". Холст, масло 128x393). Она была начата художником в Петербурге, в Академии, в декабре 1871 года и дописывалась весной 1872 года в Москве (ныне собственность Московской консерватории). На картине изображены двадцать два композитора. В центре композиции - М. И. Глинка; рядом с ним друг Глинки - писатель и композитор князь В. Ф. Одоевский, а также М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский. Вправо от центральной группы - А. Н. Серов, правее - братья Рубинштейны и группа польских композиторов (Монюшко, Шопен, Огинский), в левой части - чехи: Направник, Сметана и другие.
Торжество открытия концертного зала, иначе "Русской палаты" "Славянского базара", состоялось 10 июня 1872 года. В "Московских ведомостях" № 144 от 10 июня последовало сообщение: "Сегодня с 8 часов вечера осмотр Русской палаты и выставка, при вечернем освещении, картины известного художника Императорской Академии И. Е. Репина. Картина изображает русских, польских и чешских композиторов и некоторых лиц, оказавших особые заслуги музыкальному искусству в России. Во время выставки играет славянский оркестр под управлением известного цитриста Ф. М. Бауера"(4).
Мнения об этой картине были разноречивыми. Так, например, еще весной 1872 года И. С. Тургенев отзывался отрицательно о теме картины "Славянские композиторы". В письме к В. В. Стасову из Парижа от 15 (27) марта 1872 года он писал: "Что же касается до Репина, то откровенно Вам скажу, что хуже сюжета я для картины и придумать не могу - и искренне об этом сожалею; тут как раз впадешь в аллегорию, в казенщину, в ходульность, "многозначительность и знаменательность" - словом, каульбаховщину"(5).
Тургенев увидел картину в Москве в начале июня 1872 года и в новом письме к Стасову выразился еще резче, назвав картину "холодным винегретом и живых и мертвых" (письмо от 14 (26) июня 1872 года).
Отзыв Тургенева не убедил В. В. Стасова. В статьях 1872 года Стасов всюду называет картину "Славянские композиторы" "превосходной", "чудесной", "одной из замечательнейших картин русской школы". Репин в письме к Стасову по поводу его статьи "Новая картина Репина", посвященной описанию полотна "Славянские композиторы", в свою очередь отмечает: "Меня очень удивила отчетливость, с которой Вы описали каждое лицо, только Николай Рубинштейн не к брату, а также обращен к Глинке". (Письмо И. Е. Репина В. В. Стасову от 27 мая 1872 года, Москва).
Что же касается других отзывов, то характерным можно считать заметку П. Миллера в "Московских ведомостях" (№161, 27 июня 1872 года): "Если бы нас спросили: видели ли вы картину г. Репина, то мы сказали бы, что не только видели, но и любовались ею, а если бы спросили: видели ли мы портреты Глинки, Одоевского и других лиц, составляющих группу, то мы сказали бы, что не видели. Портреты, если хотите, и существуют, но не для публики. В этой картине интересы зрителя и художника во многом совершенно расходятся: зритель имеет полное основание думать, что г. Репин писал ее не для него, а для себя. Главная передняя группа до такой степени в тени, что лица кажутся черными пятнами, тем более резкими, что они приходятся на светлом фоне. Это происходит оттого, что художник осветил эту группу из глубины комнаты, сверху, как будто от зажженной сзади люстры, и, прибавим к этому, осветил не с той стороны, с которой все смотрят на группу, а с той, с которой ее никто не видит... Кажется нам лишнею полоса света, падающая на пол из отворенной двери: на море у Айвазовского подобное отражение натурально и живописно, но на полу оно изысканно и мелочно". Несмотря на приведенные замечания, критик "Московских ведомостей" все же находил картину Репина "исполненной многих несомненных достоинств".
В книге воспоминаний "Далекое близкое" И. Е. Репин подробно описывает историю создания картины "Славянские композиторы" и причины возникновения ее замысла: "В конце шестидесятых и начале семидесятых годов в Москве происходило усиленное движение к славянам. Москва всегда поддерживалась великими традициями славянофильства. Зимою 1871-1872 годов, по заказу строителя "Славянского базара" А. А. Пороховщикова(6) я писал картину, представляющую группы славянских композиторов: русских, поляков и чехов. В. В. Стасов, с которым только что познакомился, очень близко к сердцу принял идею этой картины и совершенно платонически радовался ее разработке; он с большими жертвами для себя, где только мог, доставал мне необходимые портреты уже давно сошедших со сцены и умерших деятелей музыки и доставлял мне все необходимые знакомства с живыми еще музыкантами, состоявшими в моем списке, чтобы я мог написать их с натуры"(7).
Для более полного изучения темы и ощущения музыкальной атмосферы Репин, любивший музыку, посещал Дворянское собрание, в зале которого постоянно устраивались концерты с участием лучших русских и иностранных музыкантов. Художник вспоминал: "В каком дивном свете заблистала передо мною вся вечерняя жизнь больших сборищ, больших театральных фойе! В зале Дворянского собрания я упивался эффектными освещениями живых групп публики и новыми образами, к утру пламенея уже от новых мотивов света и комбинаций фигур, и с нетерпением спешил в Академию художеств".
В процессе работы над картиной возникали трудности. Строитель А. Пороховщиков неоднократно требовал от Репина скорейшего окончания картины. Это вынудило художника послать заказчику резкое письмо. "Сколько крови попортили Вы мне Вашими понуканиями!.. Работа из-под палки возможна ли художнику?... Клячу погоняют кнутом, но не рысака. Испортили хорошее настроение духа, пошло неудачно и начал портить. Для всякой картины, особенно с таким назначением, как Вами заказанная, важнее всего первое впечатление... Я ничего не смею предлагать Вам, но испортить свою репутацию неудачным подмалевком за 1500 рублей я не намерен. Я лучше уничтожу картину и возвращу Вам деньги", - пишет художник в письме от 26 февраля 1872 года(8).
{mospagebreak heading=Страница 2}

Непримиримость художника со всем тем, что мешало творческим замыслам, сочеталась у него с искренним восторгом и уважением к искусству, отношением к нему как к святыне. Значительное место среди вечных ценностей занимала музыка. Любовь И. Е. Репина к музыке была постоянной, отчасти она была связана с личностью его младшего брата Василия Ефимовича Репина, окончившего Петербургскую консерваторию(9). С другой стороны, только что завязавшаяся дружба с В. В. Стасовым, художественным и музыкальным критиком, способствовала углублению и развитию этого чувства. Ощущение музыки у Репина было органичным, естественным. Восприятие художником окружающего мира проходило через музыкальные образы. Это нашло отражение не только в портретах М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, (мысль о написании его портрета относится к 1873 году), но и в других произведениях художника. За год до начала работы над образом М. И. Глинки Репин совершил поездку на Волгу(10). Волжские пейзажи художник сравнил с "Камаринской" М. И. Глинки.
"Это запев "Камаринской" Глинки, - думалось мне. И действительно, характер берегов Волги на российском размахе ее протяжений дает образы для всех мотивов "Камаринской", с той же разработкой деталей в своей оркестровке. После бесконечно плавных и заунывных линий запева вдруг выскочит дерзкий уступ с какой-нибудь корявой растительностью, разобьет тягучесть неволи свободным скачком, и опять тягота без конца... В то время я любил музыку больше всех искусств, пробирался на хоры в концерты Дворянского собрания и потому и здесь к необозримым, широким видам применял музыкальные темы"(11). "Заунывными мотивами" представлялись художнику берега Волги, тянущиеся бесконечной линией до Углича, Ярославля и переходящие в красивые мелодии в Плесах, Чебоксарах, до Казани. "Волга... волновалась, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и, наконец, в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей "Камаринской", что мы сами невольно заплясали - глазами, руками, карандашами - и готовы были пуститься вприсядку"(12).
Зримым воплощением мысли Репина и его музыкальных ассоциаций явились карандашные рисунки и пейзажные наброски, выполненные на Волге. "Нижний Новгород. Кремль" (1870). В беглой зарисовке запечатлены внимательные и точные наблюдения: высокий холм, (художник стоял у его подножия), башня кремля и часть городской стены, домишки, приютившиеся внизу. "Нижний Новгород. Вид из кремля на ярмарку" (1870) привлекает ширью и гладью реки, которая словно разлилась на необозримом пространстве, и только верхушки мачт и изгибы отмелей вдали нарушают огромную речную гладь. "Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими..." - восклицал художник. Разнообразный и неповторимый характер волжских пейзажей претворён и в рисунке "Рыбинск" (1870): лодки и суденышки на реке, очертания куполов собора, косогор и дорога с намеченными фигурками беседующих странников, - все напоминает о неистощимых музыкальных фантазиях М. И. Глинки в период создания "Камаринской". Контрасты, возникающие между широкораспевными лирическими образами и быстрыми плясовыми песнями "Камаринской", были созвучны Репину.
Художник, знакомый с творчеством композитора, позднее, работая над портретом М. И. Глинки, подробно изучал его личность и характер. При помощи В. В. Стасова он обратился к воспоминаниям современников музыканта. Стасов впервые лично узнал М. И. Глинку в январе 1849 года. По его воспоминаниям Глинка творил "Камаринскую" "с миллионом все новых и новых вариаций... он фантазировал все новые и новые - без конца; наше восхищение было в таких случаях беспредельно"(13).
Как у М. И. Глинки для "Камаринской", у Репина исподволь созревал материал для большой капитальной картины, посвященной композитору. По-видимому, художник ознакомился и с воспоминаниями П. Дубровского о М. И. Глинке. "Он сидел за маленьким столом, посередине комнаты, перед своими птичками и что-то писал на большом листе бумаги... Это была "Камаринская""(14). Рассматривая рисунок к эскизу "М. И. Глинка", можно предположить, что первоначальный замысел Репина заключался в передаче изображения Глинки в момент создания "Камаринской". Но различные жизненные и творческие обстоятельства отвлекли художника - он должен был в короткий срок завершить огромное полотно "Славянские композиторы", затем последовало создание "Бурлаков на Волге" и пенсионерская поездка от Академии художеств за границу.
В начале 1880-х годов И. Е. Репин вновь обращается к работе над любимым образом и приступает к созданию портрета-картины "М. И. Глинка за сочинением "Руслана и Людмилы"", которая была закончена в 1887 году. В переписке художника с П. М. Третьяковым можно проследить этапы развития замысла картины, характера и внешнего облика М. И. Глинки в начале 1840-х годов - времени создания "Руслана и Людмилы".
В письме П. М. Третьякову художник четко выражает свою задачу - писать портреты "лиц дорогих нации, ее лучших сынов, принесших огромную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за идею"(15).
{mospagebreak heading=Страница 3}

В 1882 году Репин уезжает из Москвы. В Петербурге он осуществляет замыслы большинства своих произведений и создает живописные портреты людей, близких художнику своим внутренним складом, направленностью творчества, незаурядностью натуры. Портреты М. П. Мусоргского, П. А. Стрепетовой - лучшие образцы мастерства Репина-портретиста, достигшего своего расцвета в 1880-е годы. Страстная заинтересованность в постижении личности изображаемого, сопричастность высоким человеческим идеалам нашли свое отражение и в работе над образом М. И. Глинки.
Сознательно определив ориентир, Репин выбирает эпоху творческого взлета М. И. Глинки, его духовной зрелости, кипения душевных сил. Для воплощения художественной идеи пришлось прибегнуть к сложному и трудоемкому виду живописи - портрету-реконструкции.
При жизни М. И. Глинку рисовали М. И. Теребенев, К. П. Брюллов, Н. А. Степанов, Н. С. Волков, Н. А. Рамазанов, их рисунки с портретами Глинки собирал П. М. Третьяков. На всех перечисленных рисунках М. И. Глинка изображен с бакенбардами, идущими под подбородком. На фотографии С. Л. Левицкого, сделанной с дагерротипа 1856 года, М. И. Глинка - с бородой и усами. Вероятно, эту фотографию использовал Репин для рисунка к эскизу "М. И. Глинка" (1872) - первоначальному варианту портрета-картины. Теперь же, в 1883 году, художника волнует внешность М. И. Глинки более раннего времени, и он обращается за сведениями к Третьякову. "Глинку и при жизни знали люди, только близкие ему, сравнительно небольшой кружок; публика с пятидесятых годов и до настоящего времени, знай его по портрету, рисованному кем-то для гравюры с бородой, но это совершенно неверно, - пишет П. М. Третьяков Репину, - Глинка - Николаевского времени, а тогда борода никому не полагалась; с бородой он мог появиться по возвращении из-за границы только при Александре II, да и то как больной человек. (Портрет Волкова (после "Жизни за царя", "Руслана", "Камаринской") в рисунке Степанова, в карикатурах того же Степанова и Брюллова - везде без бороды)"(16). Репин несколько дней спустя пишет Третьякову: "...относительно портрета Глинки; когда-то, помните, говорили об этом, но после бросили и забыли, и я даже не возвращался к этой мысли. Сделать живой портрет, без натуры едва ли возможно; казенный никому, особенно Вам, и даром не нужен, остается одно - делать картину; это задача нелегкая, и ее нельзя решать вдруг; надо подумать, почитать о нем, порасспросить людей знавших, и тогда, если это составится, то попробовать - выйдет что-нибудь - хорошо, не выйдет - бросить. Возьму его записки и стану опять читать, и расспрашивать, и советоваться; авось либо что-нибудь вдохновит. Его все-таки придется изобразить с бакенбардами, а это почти борода"(17).
Работа над портретом-картиной проходила со сложностями. Год спустя, в 1884 году, Репин жалуется своему другу и помощнику в "реконструкции" образа Глинки В. В. Стасову: "...благодарю Вас за хлопоты по портрету Глинки. Вы неутомимы и все успеваете, но какая досада - я должен признаться, что, должно быть, брошу совсем эту затею, - не дается. Я всё смарал с холста - ничего не выходит. Это все не то... какой я неспособный"(18).
Год спустя после завершения портрета-картины и ее приобретения П. М. Третьяковым (за 3000 р.) между ними продолжается переписка по поводу доработки портрета М. И. Глинки. На просьбу художника выслать ему в Петербург картину для дописывания Третьяков пишет Репину: "Ужасно опасаюсь, как бы Вы, желая лучшего, не сделали хуже; ведь художники часто портят свои вещи. Хорошо бы снять фотографию с головы, а то и лучше сделаете, а мне будет хуже казаться и без сравнения нет доказательств - кто прав!"(19). В ответ художник сообщает: "Пожалуйста, не беспокойтесь, хуже не будет", и позднее: "Глинка у меня уже готов" и дает подробные рекомендации П. М. Третьякову по поводу покрытия картины лаком.
Портрет-картина "М. И. Глинка за сочинением "Руслана и Людмилы"" была завершена в переломный период творчества И. Е. Репина. Поиски новых форм, новых средств художественной выразительности пришли на смену мягкой живописности и тонкой нюансировке светотени. Тенденция к монументальности, крупномасштабности произведения проявилась и в большом размере картины, и в крупных пропорциях, и в роли линии и силуэта. В этот период в портретах Репина впервые появляется взгляд, суждение со стороны; это качество со всей очевидностью проступает и в "М. И. Глинке за сочинением "Руслана"". Репин отказывается от цветового многозвучия: в картине лишь несколько локальных цветов. Внимание уделено выразительности силуэта полулежащей на диване фигуры композитора. Потребностью отыскать характерное, выделить главное вызван отказ художника от второстепенных, может быть, жизненно достоверных деталей. Декоративное понимание цвета - в желтом тоне халата, обивке дивана. Лаконично и обобщенно решены объемы лица и головы. Барственно-красивый образ Глинки в картине не вызвал безоговорочного признания и не был отнесен специалистами к вершинам творчества И. Е. Репина.
По завершении портрета-картины, по-видимому, художник испытывал чувство, подобное тому, о котором писал М. И. Глинка в одном из своих писем: "...можно ли точно написать все то, что чувствуешь! - Это невозможно! Самые величайшие писатели, проведя всю жизнь в чрезвычайных трудах, не могут сказать, что они довольны своими творениями - и мне ли за ними гнаться!.."(20).
{mospagebreak heading=Страница 4}

Действительно, задача, которую поставил перед собой Репин при написании картины была очень сложной и вряд ли выполнимой. О душевном состоянии композитора в период написания "Руслана" он мог судить по письмам М. И. Глинки в те годы: " В действительной жизни в моем отечестве я встречал одни горести и разочарования - большая часть моих приятелей оказались опаснейшими врагами. Не говорю о печальной женитьбе, но и с Малороссией у меня ссора через мать..."(21). При этом М. И. Глинка осознавал свое значение и место, занимаемое им в русской музыке: "...я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России"(22). Репин понимал это значение и искал адекватное выражение своему замыслу в портрете-"реконструкции".
Художник был так увлечен образом великого композитора, что и в поздние годы своей жизни ссылался на высказывания Глинки, цитируя его в письмах к своим адресатам (например: "Дал волю неудержимой фантазии (как говорил Глинка)" (письмо Репина к коллекционеру Н. Д. Ермакову. 25 января 1910, Куоккала.). Через два года после завершения портрета-картины он вновь мысленно обращался к его личности. В 1889 году Репин присутствовал на концерте в Париже в Трокадеро. Исполняли "Камаринскую" Глинки, дирижировал Глазунов. "Глинка ("Камаринская") вышел так великолепно, что просто насквозь пробирало, - пишет Репин в письме к Стасову. - Как он разнообразен, богат - и формами, и чувством, и всегда русский - так и развернет перед вами всю страну, со всеми горями и радостями, и как красиво!!!". (Письмо Репина к Стасову. 17 июня 1889 года, Париж). О непреходящем восхищении и преклонении Репина свидетельствует и письмо к Леониду Андрееву: "Да. Вот он, цельная натура, как Рафаэль, как Глинка, они не бились над своими цельными созданиями, у них лилось. - А кого из музыкантов, чьи произведения любил Глинка? - спросил я однажды у его образованной ученицы Ермоленковой. - О, Глинка любил только себя, - ответила она". (Письмо Репина к Л. Н. Андрееву. 28 января 1917 года, Куоккала).
Индивидуальность М. И. Глинки, сложившаяся в наибольшей близости к эстетике А. С. Пушкина, и его взгляд на искусство во многом были близки И. Е. Репину. Для художника, как и для композитора, творчество великого русского поэта было высоким мерилом в понимании художественных задач. Имена Пушкина и Глинки И. Е. Репин ставит рядом, не разделяя их по значимости для отечественной культуры. Спустя несколько лет после написания портрета-картины Репин ратует за красоту и гармонию формы и в качестве примера художественного совершенства выдвигает творчество Пушкина и Глинки, античную скульптуру и шедевры художников Возрождения. "Гении - завершители своих эпох, - пишет Репин, - всем известны по своей мировой славе - их немного" и далее перечисляет имена: "Рафаэль, Бетховен, Пушкин, Глинка, Лев Толстой".
Изучение народной русской музыки, которое привело М. И. Глинку к сочинению "Руслана", его служение на поприще народной русской музыки как нельзя более соответствовали взглядам И. Е. Репина, а также его идейных и художественных единомышленников - В. В. Стасова, И. Н. Крамского, П. М. Третьякова, мечтавших о развитии народного национального искусства.
Примечание.
1.Репин И. Е. Избранные письма: В 2-х т. - Т. 1, - М., 1969. - С. 40. (Письмо В. В.
Стасову от 3 июня 1872).
2.Там же. - С. 51, 52. (Письмо В. В. Стасову от 1 января 1873).
3.Немировская М. А. Портреты И. Е. Репина. Графика. - М.,1974.
4.Репин И. Е. Далекое близкое. - М., 1964. - С. 468, 469.
5.Там же. - С. 469.
Вильгельм Каульбах - немецкий исторический живописец (1805-1874).
6.Александр Александрович Пороховщиков - строитель "Славянского базара", делец и прожектер, ("Хлестаков", по определению И. С. Тургенева) принадлежал к славянофильскому лагерю.
7.Репин И. Е. Далекое близкое. - М., 1964. - С. 213.
8.Репин И. Е.Стасов В. В. Переписка: В 2-х т. - Т. 1.-М.-Л., 1948.-С. 156.
9.В. Е. Репин - младший брат художника, окончил Петербургскую консерваторию и с 1876 года служил в оркестре Мариинского театра (фагот).
10.Летом 1870 года И. Е. Репин совершил поездку по Волге совместно с художниками Е. Макаровым и Ф. Васильевым. Созданные Репиным наброски и эскизы легли в основу работы над картиной "Бурлаки на Волге" (1871 - 1873).
11.Репин И. Е. Далекое близкое. - М.,1964. -С. 238.
12.Репин И. Е. Избранные письма: В 2-х т. - Т. 2. - М., 1969. - С. 91. (Письмо П. В. Алабину от 26 января 1895. Петербург). П. В. Алабин - основатель Саратовского публичного музея.
13. В. В. Стасов. Письмо к Н. Ф. Финдейзену от 20 марта 1893 года. "Ежегодник императорских театров", 1912. - выпуск II. - С. 11.
14.Ливанова Т., Вл. Протопопов. Глинка. Творческий путь: В 2-х т. - Т. 2. - М., 1955. - С. 54.
15.Репин И. Е. Письма. Переписка с П. М. Третьяковым. - М.-Л., 1946. - С. 48. (Письмо И. Е. Репина П. М. Третьякову от 8 апреля 1881 года).
16.Репин И. Е. Письма. Переписка с П. М. Третьяковым. - М.- Л., 1946. - С. 81. (Письмо П. М. Третьякова И. Е. Репину от 4 декабря 1883 года).
17.Репин И. Е. Избранные письма: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1969. "- С. 293. (Письмо Репина Третьякову от 11 декабря 1883. СПб. ("Записки" М. И. Глинки изданы в 1871 году под редакцией В. В. Никольского).
18.Репин И. Е. Избранные письма: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1969. - С. 299. (Письмо Репина Стасову от 14 ноября 1884. СПб).
19.Репин И. Е. Письма. Переписка с П. М. Третьяковым. - М. - Л., 1946. - С. 135. (Письмо Третьякова Репину от 13 августа 1888. Москва).
20.Письмо М. И. Глинки к родным. Петербург, 2 мая 1822. Цит. По кн.: Беседы с Михаилом Глинкой (фотоальбом). - Смоленск, 2003. - С. 7.
21.Письмо В. ф. Ширкову. - Петербург, 20 декабря 1841. - Там же. - С. 41.
22.Письмо Е. А. Глинке. - Париж, 31 марта (12 апреля) 1845. - Там же. - С. 59.

О. В. Рожнова,
заведующая отделом изобразительных материалов Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние - это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником - брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени - Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача - писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.


/1804 - 1857/

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души - в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.

Как и Пушкина, Глинку взрастила славная эпоха Отечественной войны 1812 года и движения декабристов. Правда, он был еще ребенком, когда происходила Бородинская битва, горела Москва, русские войска преследовали отступавших французов... Но тот подъем патриотических чувств и национального сознания, какой породила в русском обществе победа над Наполеоном, сыграл огромную роль в его формировании как гражданина и художника. Здесь - истоки патриотической героики «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы».

Не могло не оказать воздействия на Глинку и общественное освободительное движение, толчок которому дала война 1812 года. Композитор стоял далеко от политики, но и он сочувствовал некоторым идеям декабристов - видел долг человека в служении родине и обществу, горячо любил народ, искренне желал для него лучшей доли.

Неудивительно, что народ стал главным героем творчества Глинки, а народная песня - основой его музыки.

До Глинки в русской музыке (например, в операх) простые люди- крестьяне или горожане - были показаны только в повседневной жизни. Почти никогда они не представали героями важных исторических событий, имеющих значение для всей страны. Между тем Отечественная война 1812 года показала, что судьбу родины в опасный, критический момент решают народные массы. И Глинка вывел на оперную сцену народ как активное действующее лицо истории. Крестьянин Иван Сусанин в его опере не бытовой персонаж, а великий герой, спасающий всю страну. Как и Руслан, он воплощает в себе самые высокие человеческие достоинства: патриотизм и мужество, ум и доброту, душевную чистоту и благородство. Впервые в русской музыке «простолюдин становится главным героем монументальной, серьезной (а не комической) оперы. Впервые он предстает символом всей нации, носителем ее лучших духовных качеств.

В соответствии с этим по-новому подходит композитор к народной песне. Хорошо известны его слова (их записал композитор и критик А. Н. Серов): «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Под аранжировкой Глинка понимает в данном; случае глубокое постижение духа народной музыки и свободное, творческое его выражение.

У предшественников Глинки народная песня (или же музыка в ее характере) звучала обычно лишь там, где изображались повседневные события жизни, воспроизводились бытовые сценки. Когда же надо было обрисовать героические образы, передать глубокие и тонкие психологические переживания, раскрыть трагические столкновения характеров, композиторы обращались к совсем другому музыкальному языку, близкому западноевропейской опере или симфонии. У Глинки же близость и внутреннее родство с фольклором ощущаются повсюду: как в бытовых музыкальных образах, так и в героических, лирических или трагедийных.

Фольклорные «цитаты», т. е. точно воспроизведенные подлинные народные мелодии, в музыке Глинки гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов XVIII, и начала XIX веков. Но зато многие из его собственных музыкальных тем нельзя отличить от народных. Можно сказать, что интонационный склад народных песен, их музыкальный язык стал для Глинки родным языком, которым он выражает самые разнообразные мысли и чувства. Основные черты русской народной музыки - большая внутренняя эмоциональность при внешней сдержанности и строгости выражения, широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития - легли в основу всего творчества композитора. Глинка первый из русских композиторов достиг высшего для его времени уровня профессионального мастерства в области формы, гармонии, полифонии, оркестровки, овладел самыми сложными, развитыми жанрами музыкального искусства своей эпохи (в том числе-.оперой со сквозным музыкальным развитием, без разговорных диалогов). И к фольклору он подошел во всеоружии композиторского мастерства. Это помогло ему «возвысить» и - как он сам говорил - «разукрасить» простую народную песню, ввести ее в крупные музыкальные формы. Опираясь на коренные своеобразные черты русской народной песни, Глинка соединил их со всем богатством выразительных средств, накопленным мировой музыкальной культурой, и создал самобытный национальный музыкальный стиль, ставший основой русской музыки последующих эпох.

Стремление воплощать идеальные образы героев, ставящих общие интересы выше личных, тяготение к монументальным формам и возвышенному слогу - все это роднит Глинку с классицизмом. О Глюке и Бетховене заставляют вспомнить героические и трагедийные образы Глинки, проникнутые суровым, величественным пафосом. С представителями классицизма и особенно Моцартом он соприкасается также благодаря своей любви к ясности, прозрачности и отчетливости языка, к логической обдуманности и уравновешенности формы.

Важное условие красоты, по словам Глинки, - «соразмерность частей для составления стройного целого». Всем богатством музыкальных средств он распоряжается очень обдуманно, подчиняя детали общему замыслу и стремясь к тому, чтобы все было (как он говорил) «на месте, все законно, органически оправдано идеею сочинения».

Коснулись Глинки также некоторые устремления романтизма. В наименьшей степени затронули его романтические настроения туманной мечтательности или мучительной тоски из-за острого разлада с действительностью и неудовлетворенности жизнью. Они влияли на Глинку только в молодости, когда он, по собственным словам, «был парень романтического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления». Далекими его уравновешенной натуре оказались и характерные для некоторых романтиков бурные порывы чувства, вспышки страстей.

С романтизмом Глинку сближает другое: интерес к изображению народного быта с его неповторимой национальной окраской (то, что романтики называли местным колоритом), природы, исторической старины, далеких стран и земель... Влекли его к себе народные предания и сказки, образы народной фантастики. Красочность, Щедрость звуковой палитры, разнообразие новых гармонических средств и оркестровых звучностей, острота контрастов - вот что в наибольшей степени роднит Глинку с романтизмом.

Таким образом, в творчестве Глинки сочетаются отдельные черты классицизма и романтизма (подобное сочетание было свойственно и Шопену, отчасти - Мендельсону). Однако в целом творческий облик композитора определяется не этими чертами. Представители классицизма, как правило, оценивали и изображали действительность с позиций умозрительных идеалов, и каждый герой был у них воплощением какой-либо одной идеи или морального качества (мужества, справедливости, коварства и т. д.). Индивидуальное в человеке поглощалось общим. Романтиков, напротив, интересовало в первую очередь все необычное, исключительное, не подвластное разуму.

Главной же заботой Глинки было правдивое раскрытие сущности происходящих в самой жизни реальных событий, душевных переживаний человека. В каждом отдельном явлении он стремился найти общее, типичное, а с другой стороны, обобщающие мысли обязательно воплощал в конкретных образах - полнокровных, жизненных, реальных. Эти принципы свойственны реалистическому методу.

Реалистические устремления были присущи русской музыке и до Глинки. Но проявлялись они лишь в частных жизненных наблюдениях и зарисовках. Глинка же первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до реалистического отражения действительности в целом. Его творчество открыло эпоху реализма в русской музыке.

Из всего многообразия жизненных явлений композитор отбирает преимущественно те, в которых обнаруживаются высокие помыслы и сильные чувства крупных, значительных в духовном отношении личностей. Его интересуют, главным образом, такие исторические события, в которых внутренние социальные противоречия не проявляются, и народ, общество выступает как единое целое. Подобно этому и во внутренней жизни человека композитор выделяет не психологические противоречия и моменты душевной борьбы, а цельные чувства и переживания. Зато каждый образ раскрывается в его музыке разносторонне.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в ее сокровенные уголки и поведать о них миру.

Жизненный путь

Детство и юность. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Здесь, в имении своего отца, он провел детские годы. В семье мальчик был окружен любовью и лаской. Он отличался мягкостью, кротостью и вместе с тем живой впечатлительностью и любознательностью. Жадно впитывал он красоту русской природы, знакомился с жизнью русских крестьян. Уже в эти годы зародилась в нем любовь к народу, которую он пронес через всю жизнь. Людмила Ивановна Шестакова рассказывала: «Брат горячо любил русский народ, понимал его... Он умел говорить с ним, крестьяне ему верили, слушались и уважали».

У Глинки рано обнаружилось влечение к музыке. Со временем под влиянием игры крепостного оркестра, принадлежащего его дяде, оно перешло в настоящую страсть. «Музыка - душа моя!» - произнес однажды десятилетний мальчик, захваченный впечатлениями от игры крепостных музыкантов. Особенно нравились ему русские народные песни, глубоко запавшие в его душу. «Может быть, - писал позднее композитор, - эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку.»

Увлеченный оркестром, маленький Глинка пробовал самоучкой играть на скрипке и флейте. Примерно одиннадцати лет он начал заниматься на фортепиано, а затем и на скрипке. В то же время он изучал иностранные языки, литературу и историю, с упоением читал географические книги (интерес к дальним странам, любовь к путешествиям сохранились у него на всю жизнь), учился рисовать - и во всем проявлял прекрасные способности. В зрелые годы Глинка отличался высокой культурой и обширными знаниями в разных областях. В частности, он владел восемью языками.

Когда началась Отечественная война 1812 года, семья Глинок, спасаясь от вражеского нашествия, уехала в глубь России. Вернувшись на родную Смоленщину, будущий автор «Ивана Сусанина» мог услышать много рассказов о героизме крестьян-патриотов, вставших на защиту родной земли.

В 1817 году Глинку перевезли в Петербург и определили в Благородный пансион - учебное заведение типа лицея для дворянских детей. Здесь он продолжил и завершил свое образование.

По воспоминаниям одного из соучеников Глинки, в пансионе «мысль о свободе и конституции была в разгаре». Некоторые из товарищей молодого Глинки стали впоследствии декабристами. Членом тайного общества был и личный воспитатель будущего композитора, близкий друг Пушкина В. К. Кюхельбекер, которого позднее уволили из лицея за чтение стихов в честь сосланного Пушкина. Сам Пушкин до ссылки также навещал пансион (здесь учился его младший брат).

Глинка окончил пансион в 1822 году, после этого недолго прослужил чиновником, а затем вышел в отставку. Еще в годы обучения в пансионе он начал брать уроки на фортепиано и скрипке, а также по теории музыки у лучших петербургских педагогов. Наряду с этим Глинка посещал оперный театр и охотно участвовал в любительском исполнении музыки в знакомых семьях, а во время приездов в Новоспасское слушал игру крепостного оркестра дяди. В последний год пребывания в пансионе Глинка начал сочинять музыку, хотя еще не обладал достаточными знаниями для серьезного творчества.

Заметный след в памяти Глинки оставила поездка на Кавказ (для лечения на минеральных водах) в 1823 году. Благодаря ей он впервые познакомился с песнями и плясками кавказских народов. Впоследствии эти впечатления отразились в творчестве композитора (в частности - в опере «Руслан и Людмила»).

Ранний период творчества (1825-1834). ). После окончания пансиона Глинка стал уделять много времени занятиям музыкой. Сначала он казался обычным любителем, каких немало было тогда в дворянской среде. Он часто музицировал в кругу друзей, играл в 4 руки, сочинял несложные романсы и сам пел их. Но постепенно он стал относиться к музыке все серьезнее: изучал творчество классиков, «много работал на русские темы» (как он пишет в воспоминаниях), пробовал писать симфонические, хоровые и камерно-инструментальные произведения. Приезжая в Новоспасское, он разучивал с оркестром симфонии и увертюры различных авторов (в том числе Моцарта и Бетховена) и благодаря этому, по его собственным словам, «подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра».

Особенно большое значение для роста и формирования Глинки как художника имело его общение с крупнейшими деятелями литературы того времени: Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским. Они стали для него наглядным примером самого серьезного отношения к искусству. Глинка начал осознавать высокое гражданское предназначение художника.

К концу 20-х годов Глинка являлся уже автором нескольких произведений, в числе которых - известный романс «Не искушай» (1825), Но он ощущал необходимость дальнейшего овладения мастерством и поэтому решил воспользоваться поездкой за границу, предпринятой для лечения, чтобы одновременно (по его словам) «усовершенствоваться в музыке».

Четыре года Глинка провел в Италии и Германии. С большим интересом и вниманием знакомился он с жизнью зарубежных стран, с их культурой, встречался с композиторами Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти, слушал и изучал современную музыку, овладевал искусством пения и сочинения для голоса, общаясь с лучшими певцами. В последние месяцы пребывания за границей Глинка совершенствовал композиторское мастерство в Берлине под руководством известного немецкого теоретика музыки профессора Зигфрида Дена.

В Италии Глинка создал ряд ярких, значительных произведений, получивших признание местных музыкантов и слушателей. Таковы, в частности, секстет для фортепиано и струнных инструментов, Патетическое трио, романсы «Венецианская ночь», «Победитель» и др. Наряду с ними Глинка написал и несколько более поверхностных пьес. Но и те и другие вскоре перестали удовлетворять самого композитора. «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы...- пишет Глинка, - убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть итальянцем».

У Глинки зреет мысль о создании крупного, подлинно национального произведения. По свидетельству современников, уже в 1832 году Глинка «развивал подробно план задуманной им большой, пятиактной национальной оперы; задуманный сюжет был вполне национальный с сильно патриотическим оттенком». Через два года в одном из писем он подтверждает свое намерение «дать нашему театру произведение больших размеров... самое важное - это удачно выбрать сюжет, во всяком случае, он безусловно будет национален. И не только сюжет, но и музыка: я хочу, чтобы мои дорогие соотечественники почувствовали себя тут как дома». Примерно к этому же времени относится высказывание Глинки: «Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».

К моменту возвращения в Россию Глинка был уже вполне зрелым художником, способным решить историческую задачу создания национальной музыкальной классики.

Период творческой зрелости (1834-1844). ). Еще за границей, «целиком продолжая отдаваться изучению духа русской музыки» (как он пишет об этом времени), Глинка сочинил две музыкальные темы для будущей национальной оперы. Вернувшись в 1834 году в Россию, он начинает с жаром, трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлек сюжет «Ивана Сусанина», предложенный Жуковским.

Во времена Глинки история подвига простого русского крестьянина Сусанина не раз использовалась реакционными историками и писателями для восхваления самодержавия и верноподданичества. Официально-монархическую трактовку получила она и в либретто оперы, автором которого стал барон Е. Розен. Это был посредственный поэт и драматург, но близкий ко двору человек (секретарь наследника престола), известный своими монархическими убеждениями. Розен создал либретто, пронизанное идеей прославления царской власти.

Однако идейный замысел Глинки был иным. Об этом можно судить по плану оперы, составленному Глинкой самостоятельно еще до написания либретто. Согласно этому плану опера должна была называться: «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Из него видно, что Глинка хотел воспеть в опере доблесть русского народа, высокие душевные качества простого крестьянина, совершившего подвиг ради спасения родины.
Почти вся музыка оперы сочинена Глинкой необычным образом - до слов, по собственному плану, так что Розен подписывал текст позднее (и, следовательно, не мог существенно повлиять на композитора).

Работая над завершением оперы, Глинка одновременно разучивал ее с певцами. Среди них выделялись О. А. Петров и А. Я. Воробьева, ставшие замечательными исполнителями ролей Сусанина и Вани.

Первое представление оперы «Иван Сусанин» на сцене петербургского Большого театра состоялось 27 ноября 1836 года. Этот день вошел в историю как день рождения русской музыкальной классики.

Оперу Глинки горячо встретили передовые люди русского общества. Еще до постановки Гоголь выступил со статьей, в которой отметил новаторское значение оперы. Проницательную оценку оперы дал выдающийся музыкальный критик Одоевский. «С оперой Глинки, - писал Одоевский в статье об „Иване Сусанине", - является то, что давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период - период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Иное отношение опера «Иван Сусанин» нашла в высшем свете. Царь Николай I хотел, чтобы народно-патриотическая опера Глинки воспринималась как прославление самодержавия. Поэтому она была переименована в «Жизнь за царя», и Николай I «милостиво» похвалил композитора. В то же время петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада. Они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка заметил на полях своих «Записок»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

В 1837 году Глинка был назначен на службу в Придворную певческую капеллу. За три года пребывания в капелле он сделал очень много для поднятия ее художественного уровня и для развития всего русского хорового искусства. Для набора новых певчих в капеллу он совершил в 1838 году поездку на Украину. Среди привезенных им крестьянских подростков был будущий известный певец и композитор, автор классической украинской оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовский, ставший учеником Глинки по пению.

Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинка задумал новую оперу - «Руслан и Людмила». Композитор мечтал, что либретто напишет Пушкин, но эти планы разрушила безвременная гибель поэта. Глинке пришлось самому начать работу над либретто.

Помимо отрывков из пушкинской поэмы, либретто включает стихи, написанные различными лицами: самим Глинкой, литератором Н. В. Кукольником и некоторыми другими друзьями композитора. Это обстоятельство, а также отдельные неясности в воспоминаниях Глинки давали основание думать, что опера создавалась стихийно, без определенного плана. Однако эта легенда была развеяна исследованиями выдающегося русского критика В. В. Стасова, а впоследствии - советского музыковеда Б. В. Асафьева. Еще в 70-х годах прошлого столетия Стасов обнаружил и опубликовал «Первоначальный план „Руслана и Людмилы "», написанный рукой Глинки. Этот документ показывает, что работа над оперой велась на основании подробного сценария. Установлено также, что имеется один основной автор либретто - талантливый поэт-любитель В. Ф. Ширков, один из самых близких и преданных друзей Глинки. Композитор поддерживал с ним переписку и руководил его работой, причем, как и при сочинении первой оперы, часто писал музыку ранее слов.

Работа над оперой «Руслан и Людмила» продолжалась пять с лишним лет. Этот срок покажется не столь большим, если учесть, что в те же годы Глинка написал «Вальс-фантазию», музыку к трагедии Кукольника «Князь Холмский», многие из своих лучших романсов, в том числе «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом».

Все же, возможно, опера «Руслан и Людмила» была бы написана быстрее, если бы Глинка находился в более благоприятных условиях. Столичное светское общество продолжало враждебно относиться к нему и воспользовалось его семейными неурядицами (разрывом с женой) для того, чтобы опутать его интригами и сплетнями. Забвение и отдых он находил лишь в кругу приятелей. Среди них были знаменитый художник К. Брюллов, Н. В. Кукольник.

Наконец, опера «Руслан и Людмила» была закончена и поставлена 27 ноября 1842 года - ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Сюжет новой оперы не позволял истолковать ее как прославление самодержавия и к тому же был связан с именем Пушкина. Поэтому официальное отношение к «Руслану и Людмиле» было иным: Николай I открыто продемонстрировал свою неприязнь к композитору. Приехав на премьеру, он покинул зал до конца спектакля. Это послужило сигналом для аристократической публики, начавшей открытую травлю оперы.

Однако в защиту Глинки выступила передовая музыкальная общественность. Она поддержала гениальное творение, и опера «Руслан и Людмила» прошла в первый же год сорок раз. Одоевский посвятил опере замечательную статью, в которой писал, обращаясь к современникам: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его! Он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

Придворные круги приняли все меры для того, чтобы опорочить «Руслана и Людмилу». Об их отношении к опере Глинки свидетельствует такой факт: брат царя великий князь Михаил Павлович посылал провинившихся офицеров вместо гауптвахты на спектакли «Руслана и Людмилы»... Опера стала исполняться все реже и реже, а в 1846 году, в связи с отъездом русской оперной труппы в Москву, была вовсе снята с петербургской сцены и не шла на ней до 1858 года.

Глинка тяжело переживал травлю со стороны аристократического общества. Он стремился забыться, погрузившись в новые впечатления и творческие замыслы.

Последний период жизни и творчества (1844-1857). В 1844 году Глинка выехал из Петербурга в Париж. Здесь он провел около года, знакомясь с французской культурой и готовясь к путешествию в Испанию. В Париже он вновь встретился с Берлиозом и сблизился с ним. Глинка высоко оценил новаторскую музыку французского композитора, не признанного в то время большинством соотечественников. Берлиоз помог организовать в Париже исполнение некоторых произведений Глинки и напечатал в одной из газет большую статью о нем. Парижские концерты, прошедшие с успехом, принесли русскому музыканту признание ряда передовых французских деятелей. Они имели большое значение для пропаганды русской музыки за рубежом.

В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, привлеченный богатством народной музыки этой страны. Здесь он пробыл два года, посетив много городов и областей. Образцы настоящей, самобытной народной музыки Глинка искал в среде простых людей. Повсюду он встречался с народными певцами и танцорами, мастеровыми и погонщиками мулов и записывал от них мелодии испанских песен и плясок.

Поездка в Испанию дала замечательные творческие результаты. Еще в 1846 году, находясь в Мадриде, Глинка написал увертюру «Арагонская хота», явившуюся первым образцом нового симфонического жанра - фантазии на народные темы. Вернувшись из Испании, он сочинил в 1848 году вторую испанскую увертюру. В новой редакции в 1851 году она получила название «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (сокращенно - «Ночь в Мадриде»).

Последние девять лет жизни (1848-1857) Глинка проводил попеременно то в Петербурге, то в Варшаве, то в Париже, то в Берлине. Он написал симфоническую фантазию «Камаринская» (1848) и начал работать над новыми крупными произведениями - симфонией «Тарас Бульба» и оперой «Двумужница», но затем оставил их. После «Камаринской» из-под его пера вышли лишь отдельные мелкие пьесы, главным образом романсы и переработки некоторых прежних сочинений. В это же время он писал свои воспоминания - «Записки».

Непосредственной причиной почти полного молчания явилось пренебрежение со стороны высшего общества. Музыка Глинки преднамеренно замалчивалась, исполнялась редко и плохо. Опера «Иван Сусанин» ставилась небрежно, вторая опера не шла вовсе. К тому же вновь начались интриги и сплетни. Все это вызывало у Глинки желание покинуть ставший ненавистным «официальный» царский Петербург.

Но были и обстоятельства иного рода (быть может, даже не вполне осознанные самим Глинкой), которые затрудняли процесс сочинения и вызвали этот своеобразный кризис. 40-е годы ознаменовались новыми веяниями в русском искусстве.Искусство встало на путь отражения социальных и психологических конфликтов; определяющим для нового направления стало непримиримое отношение к несправедливости существующего строя, к бесправию униженных и оскорбленных людей. В этих условиях для передового художника, каким был Глинка, уже невозможно было сочинять по-прежнему. Поиски новых путей оказались достаточно мучительными. Изменившееся мироощущение и искания в области новых стилевых возможностей успели дать художественные результаты только в нескольких романсах конца 40-х годов.

В эти трудные годы Глинка нашел поддержку в среде передовых деятелей русской культуры. Вокруг него в Петербурге возник кружок музыкантов разных поколений. Наряду с Даргомыжским и певцом Петровым в его доме часто бывали молодые музыкальные критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Несколько позднее к ним присоединился юный Балакирев - будущий глава Могучей кучки. Между Глинкой и молодыми музыкантами установились сердечные, дружеские отношения. Большую моральную поддержку композитору оказывала также его сестра Л. И. Шестакова, много сделавшая после смерти брата для пропаганды его творчества.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин. "Здесь, вновь встретившись с Деном, он с увлечением занялся поисками новых путей развития многоголосия на основе соединения русской народной песни и классических форм полифонии. В январе 1857 года Глинка простудился и слег в постель. В связи с этим обострилась его болезнь печени. 3 февраля Глинка скончался. Его прах был вскоре перевезен в Петербург и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, где затем был воздвигнут памятник.

Смерть Глинки вызвала глубокую печаль в самых широких кругах русского общества. В том же году Стасов издал большой очерк жизни и творчества композитора. Несколько позднее ценные работы о Глинке создали Серов и известный музыкальный критик Г. А. Ларош.


Биография

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года, в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Миша увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки . Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (в 1815-1816 годах) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!» .

В 1818 Михаил Иванович поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина - Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему» . Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер , преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда , а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 году вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Иоганна Непомука Гуммеля (австрийский музыкант, пианист, композитор, автор концертов для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты).

После окончания пансиона Михаил Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 году он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке» , тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Евгения Абрамовича Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом» , где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки .

Весной 1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Ивановича Козлова . Зиму и весну 1834 М. Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена . Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского , он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским , написать оперу на сюжет об Иване Сусанине , о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева . Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя» , 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин . Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой . Брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак-Артемовский - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем» .

По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Васильевичей Кукольников , где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали живописец-маринист Иван Константинович Айвазовский и живописец и рисовальщик Карл Павлович Брюллов , оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку . На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.

Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы» . В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист , чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки , но и его роль в русской музыке в целом.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн , дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Весной 1844 М.И. Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Гектором Берлиозом , который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки . Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.

В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-я редакция - 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» - сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка» .

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым , ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки» ), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой .

В 1852 году композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине до своей смерти.

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой - в музыке» , - так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов .

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Михаил Иванович Глинка скончался 3 февраля (15 февраля по старому стилю) 1857 года, в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров? классический русский романс.
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.
После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».
Жизнь и творчество
В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.
В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.
После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.
В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».
С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.