Профессиональная самореализация в современном обществе. Профессиональная самореализация личности

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей - это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация - высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека - так называемой "пирамиды потребностей ". Чем "выше" уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят "высшие " потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более "низшие " потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию , связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности . По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: "познание", "эстетические потребности" и "самореализация" вместе называют "потребностью в самовыражении" или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых "крайних" или "главных ценностей", т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, "высшее" и "низшее". Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация - зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация - это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека - это сознание , которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация - это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как "шахматная фигура".
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые "удары судьбы", лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем "средний человек", но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с "обыкновенными людьми" они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения , являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему "Я". Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

"Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: "Скажи же и ты что-нибудь", "Будь внимательнее" и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее".

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и "заколдованных кругов" и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация - это естественное, автоматическое следствие развития сознания , происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация - цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком .

Самореализация - наиболее полное осуществление собственной внутренней природы является истинной целью жизни каждого человека.

"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко все более полной реализации своего существования - так же точно, как желудь стремится стать дубом"

А. Маслоу

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 1.04.1908- 8.06.1970)- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: . - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Зуева Светлана Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово zueva [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме успешности самореализации личности, которая определяется осознанием человеком собственных возможностей и потенциалов в различных видах его активности. В адекватной профессиональной деятельности сочетаются инструментальный и социальный аспекты самореализации, что позволяет ее рассматривать как наиболее благоприятное пространство сознательной самореализации человека.

Ключевые слова: самореализация, сознание, деятельность, личность, профессиональная деятельность, целеполагание, целедостижение.

В настоящее время российское общество ориентировано на модернизацию и развитие как в социально-экономическом плане, так и в отношении личности человека. В связи с этим востребованными являются исследования психических феноменов и механизмов самореализация личности. Сокращение производства в стране, изменение профессиональной структуры общества привели к необходимости исследовать взаимосвязь характеристик профессиональной деятельности и процесса самореализации человека.

Самореализация человека проявляется в исполнении желаний, надежд, достижении целей личности. С. И. Кудинов указывает, что термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии». В современных исследованиях понятие «самореализация» преимущественно трактуется как «реализация собственного потенциала». С. И. Кудинов отмечает, что еще в 1940 году украинский психолог Г. С. Костюк, рассматривая идею саморазвития, отмечал «сознательную целеустремленность» в качестве существенной характеристики процесса. «При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием».

Проблема самореализации личности исследуется с использованием основ различных психологических направлений. Вместе с тем не представляется возможным выделить единую концепцию самореализации. Следует отметить, что существование большого числа теоретических изысканий не привело к разработке сбалансированной по точкам зрения теории самореализации. Сложность представляет также выработка единого определения данного понятия. Предпринимаются попытки рассмотреть самореализацию через близкие по смыслу понятия - такие как, стратегия жизни в отечественной психологической теории , идентичность в теории Э. Эриксона , самоактуализация в теории А. Маслоу . В гуманистической психологии самореализацию рассматривается как смысл жизни человека, отмечается взаимосвязь самореализации с общественным вкладом человека, как по отношению к близким людям, так и ко всему человечеству, в зависимости от масштабов личности человека.

Методологической проблемой является неопределенность понятийного статуса самореализации. Требует уточнения соотнесенность феномена самореализации с тремя модусами психического - следует ли рассматривать ее в качестве процесса, состояния (потребности) или свойства личности.

Ряд исследователей определяют самореализацию как явление, обусловленное стремлением к самоактуализации, присущим природе человека. В исследованиях

Самореализация человека в профессиональной деятельности

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

также представлена точка зрения, рассматривающая возможность процессуальной детерминации явления самореализации .

Невозможность непосредственного наблюдения явления самореализации и в силу данного обстоятельства необходимость довольствоваться фиксированием элементов ее проявления в поведении субъектов осложняют как теоретическое описание явления самореализации, так и её эмпирическое исследование. Трудность измерения самореализации обусловлена высокой степенью ее субъективности. Требуется разработка специфических приемов и способов отслеживания и контроля в ходе эксперимента эффектов самореализации, так как необходимо учитывать влияние значительного числа факторов.

Различные подходы обнаруживаются как при рассмотрении природы самореализации и механизмов ее осуществления, так и в анализе и описании условий и факторов, оказывающих воздействие на ее протекание и успешность.

Предлагается рассматривать (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, Л. А. Коростылева) субъективные и объективные факторы, влияющие на содержание и динамику процесса самореализации.

1. Зависящие от человека (субъективные) - ценностные ориентации, желание и возможность человека работать с собой, рефлексивность, нравственные качества, воля и др.

2. Не зависящие от человека объективные) - социально-экономическая ситуация в стране, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, экологический статус жизни человека).

Ряд исследователей (И. П. Смирнов, Е. В. Селезнева) отмечают значимость для процесса самореализации влияний внешней среды на психику человека в виде результатов образования, социализации, обучения труду, межличностного взаимодействия, общения с другими людьми.

Следует полагать так же, что собственно психологический аспект самореализации заключается в развертывании всех личностных потенциалов человека в каком-либо виде деятельности или сфере жизни. В переводе с санскрита слово «самореализация» дословно переводится как «проявление своего духа». Можно предположить, что сознание человека и есть тот самый дух, проявлением активности которого и является процесс самореализации. Вероятно, будет недостаточным рассматривать процесс самореализации как простое проявление человеческих возможностей, способностей, знаний, умений.

Встает вопрос - действительно ли наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности? Всегда ли самореализация есть процесс со знаком плюс, позитивное явление, социально приемлемое? В контексте проблемы свободы выбора человека можно сделать вывод, что этический, нравственный, социальный параметры самореализации личности не является существенными или сущностными. Однако обращение к нравственным категориям при рассмотрении проблемы самореализации находим в утверждении Т. В. Скороду-мовой , утверждающей, что самореализация личности - это процесс реализации личностью в себе и в обществе идеи добра и истины в их онтологическом единстве. Такой подход означает тот факт, что самореализация личности должна рассматриваться как положительное, соответствующее природе человека и способствующее его восхождению к вершинам духа и развитию, явление.

Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способ-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.

Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать процесс самореализации с позиции личностного роста, отмечая ее социальную направленность на других людей, общество в форме создания для них духовного, культурного содержания или материального объекта.

Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.

Среди факторов, затрудняющих самореализацию личности, следует отметить атомарность, уединенность бытия человека, его невключенность в активную жизнь, духовную и культурную ограниченность, неразвитость сознания, неадекватный профессиональный выбор. Неконструктивное влияние на процесс самореализации личности оказывают такие явления как приоритет материальных и узко прагматических ценностей, уход в криминальные структуры, наркомания, алкоголизм и т. д.

Если в сообществе, социокультурном и социально-экономическом пространстве бытия человека недостаточно условий для его самореализации, могут возникать застойные явления, создаваться социально-психологические основания для социального и экономического кризиса. Е. Е. Вахромов отмечает: «Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом» . Внешняя форма самореализации личности представлена активностью индивида в профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. Внутренняя же форма представляет собой самосовершенствование человека в различных аспектах: нравственном, духовном, физическом, интеллектуальном, эстетическом .

Таким образом, профессиональная деятельность человека является одним из существенных необходимых условий развертывания процесса самореализации личности. С учетом требований деятельностного подхода следует полагать наличие в анализе такого рода психологической реальности категории сознания. Именно сознание детерминирует характер взаимосвязи профессиональной деятельности и процесса самореализации личности.

В. В. Давыдов определял сознание как «воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей» .

Сознательное поведение человека предполагает отражение и учёт потребностей, интересов и позиций других индивидов. Вероятно, следует предположить взаимосвязь процесса самореализации личности с отражением, представленностью, активностью социума, других людей.

«Кто бы и когда бы ни действовал, - отмечал Г. П. Щедровицкий, - он всегда должен фиксировать свое сознание, во-первых, на объектах своей деятельности - он видит и знает эти объекты, а во-вторых, на самой деятельности - он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи» .

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Рассматривая систему функций сознания в контексте профессиональной деятельности как деятельностного пространства самореализации человека, можно выделить в структуре профессионального сознания профессиональные цели, профессиональные знания, профессиональное отношение, профессиональные планы и программы, профессиональное самосознание и др.

Среди основных условий самореализации личности А. И. Катаев отмечает наличие у человека таких производных сознания как развитое самосознание и рефлексия с актуализированной способностью познавать и осознавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Для анализа феномена самореализации необходимо предусмотреть параметр целеполагания и целедостижения. Самореализация есть не только проявление себя, но и осуществление человеком, достижение им каких-либо результатов в реализуемой им активности. Степень осознания человеком себя, своих целей, возможностей, потенциалов и ресурсов может выступать регулятивным началом, механизмом процесса самореализации.

Профессиональная деятельность, отражаемая в сознании человека как пространство самореализации, может обеспечить три аспекта самореализации: собственно психологический, социокультурный и инструментальный. Психологический аспект самореализации, как отмечалось выше, выступает как осознание и выражение личностных потенциалов в профессиональной деятельности. Инструментальный аспект самореализации предполагает востребованность и использование потенциалов, ресурсов, опыта в форме знаний, умений, навыков, способностей человека. Социокультурный аспект проявляется в осознании и выполнение человеком индивидуальной миссии через свою профессиональную деятельность по отношению к другим людям, социуму, человечеству. Вероятно, именно такой конструкт относительно профессиональной деятельности, формирующийся в сознании человека, способствует успешной самореализации личности.

Действенность такого конструкта определяется ценностным позитивным отношением человека к своей профессиональной деятельности, адекватностью профессионального выбора, оптимальностью профессионального самоопределения. Цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Принимая во внимание динамизм, изменчивость в современных условиях структуры профессиональной занятости в обществе, следует отметить открытость, незавершенность, а, следовательно, и актуальность для личности процесса профессионального самоопределения во взаимосвязи с ее самореализацией.

Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н. Р. Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».

Вместе с этим встает вопрос о соотношении содержательных (цель и смысл профессиональной деятельности как миссии личности в обществе) и прагматических материальных аспектах (профессия как источник дохода) профессиональной дея-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

тельности, осознаваемых человеком. Преобладание в сознании человека конструктов, связанных с прагматизмом профессиональной деятельности для него, затрудняет его самореализацию в профессии.

Содержательный аспект профессии отражается в сознании человека совокупностью представлений об объектах, целях, результатах и смыслах профессиональной деятельности. Востребованность и значимость для общества результатов профессиональной деятельность, а также собственные представления человека об этом выступают как осознаваемые предпосылки формирования отношения человека к своей профессии как миссии в обществе и собственном бытие.

Возможность человека полностью реализовать себя через профессию определяется адекватностью профессионального выбора. Вместе с этим, теоретически следует допустить вероятность существования фрагментарной, частичной самореализации личности в профессии.

Таким образом, можно выделить ряд параметров, определяющих условия самореализации человека в профессиональной деятельности: степень осознания человеком своего личностного потенциала и инструментальных ресурсов; степень адекватности профессионального выбора; уровень развития общества и общественного производства, способный обеспечить доступность для человека профессионального выбора; сформированность у человека представлений о самореализации как о миссии по отношению к другим людям и обществу.

1. Кудинов С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 95-98.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1997. - 340 с.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.108-117.

6. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2002. - 212 с.

7. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997. - С. 3-19.

9. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 180 с.

10. Там же.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. - 240 с.

12. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М., 1995. - 800 с.

13. Кудинов С. И. Указ. соч.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University" zueva [email protected]

Self-realization of man in professional activities

Abstract. The successfulness of person’s self-realization is defined by man’s realizing of his own possibilities and potentials in different kinds of his activity. In an adequate professional activity instrumental and social aspects of self-realization are combined and it allows to examine it as the most favourable are of man’s conscious self-realization.

Keywords: self-realization, consciousens, professional activity, aim relief, aim achievement.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

- 58.00 Кб

Введение 3

1. Понятие самореализации 4

2. Условия, способствующие самореализации личности 4

3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации 5

4. Значение образования в самореализации личности 5

5. Развитие личности в зрелости…………………………………………………7

Заключение 9

Список литературы 10

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.

В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.

Теорию самореализации дополняют также идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности" (Э. Шостром).

1. Понятие самореализации

Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. "Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново. Мои противники – мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним, так я поступаю по отношению к себе. Мой главный соперник в игре – это я сам. (П. Макинтош)

Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. "Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". (А. Маслоу).

К. Роджерс исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".

2. Условия, способствующие самореализации личности

Немаловажным является выявление психолого- педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско- методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь – это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека – это развитие способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие – это осознание человеком подлинности своего бытия, это – жизнь "здесь и теперь", когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека – это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.

3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации

Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения".

Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.

4. Значение образования в самореализации личности

Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

Человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

Человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

Человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

Человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.

Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".

Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.

Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств, создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации. Речь идет не о подражании, а об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Так многие знаменитые люди как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через его содержание.

Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

Образование как сфера реальной жизнедеятельности человека вводит его в систему разнообразных межличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности. "Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми…Наша способность к выживанию и установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни, верность собственным идеалам - все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми". (В. Сатир).

5. Развитие личности в зрелости

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.

Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет.

Зрелость считается порой полного расцвета Личности, когда человек может реализовать весь потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной Деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная Деятельность и семейные отношения.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.

Описание работы

Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.

В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

1. Понятие самореализации 4

2. Условия, способствующие самореализации личности 4

3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации 5

4. Значение образования в самореализации личности 5
5. Развитие личности в зрелости…………………………………………………7

Заключение 9

Список литературы 10

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» - включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Возникает резонный вопрос - какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы.

В этой статье мы рассмотрим то, к чему стремится практически все человечество - самореализация . Сначала давайте ответим на вопрос - что такое самореализация? имеет несколько определений. Давайте прочтем их.

1) Самореализация - это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация - это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Что эти определения означают? Дело в том, что потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. по теории Маслова относится к наивысшей потребности человека.

Я слышал множество историй о таких людях, которые имели ВСЁ в самом широком понимании этого слова. Они зарабатывали огромные деньги, скупали виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствовали себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущали внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее - они транжирили деньги на вещи, которые временно заполняли их пустоту и делали их . Но с каждым разом такие действия приносили все более непродолжительный эффект. Богачи в чем-то нуждались, а именно - в реализации своего потенциала.

Наверняка Вы меня спросите - Если человек столь богатый, неужели он не реализовал себя в полной мере? Я отвечаю - Если человек испытывает нужду, если он чувствует себя опустошенным, значит ДА, он не самореализовался в жизни. Но почему? Есть несколько причин. Например, потому что нет интереса к своему делу или он занимается совсем не тем, чем ему хочется. Быть может, этот человек реализовал чужие . Сам хотел стать пианистом, а его папа убедил, что ему лучше стать профессиональным каратистом.

И вот, этот человек из года в год упорно тренируется, чтобы оправдать надежды отца. Побеждает в различных соревнованиях, завоевывает первые места, титулы, медали и так далее. Отец прыгает от счастья. Ведь его сынок достиг того, чего он когда-то хотел. Таковы родители - всегда хотят, чтобы их дети добились их цели за них. Отец восторженно прыгает, а вот его сын чувствует что-то не то. Его эти победы не радуют. Он не чувствует самореализации.

Но каждый раз, когда сын видит играющего пианиста - у него загораются глаза. Он чувствует, что именно этим он хочет заниматься - радовать себя и публику игрой на пианино. Именно в этом деле он реализует свой потенциал в полной мере. Как Вы думаете, если этот человек не посвятит себя игрой на пианино, то чем будет заниматься его сын? Правильно!!! Этот человек принудит своего сына заниматься игрой на пианино, и теперь он будет воплощать его цели. А у него, может быть, склонность к футболу!!!

Вот такой вот замкнутый круг. Если мы сами не реализовали свой потенциал в какой-либо деятельности, то ищем кого-то, кто реализует его за нас, причем в той самой деятельности, от которой мы отказались. И этими людьми будут наши дети, так как чужие люди вызывают в нас зависть. Ведь они занимаются тем, чем нам всегда хотелось заниматься, а вот у нас не получилось - нужно было оправдать надежды наших родителей.

Самореализация

Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности - самые счастливые люди на свете. - это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореализация.

Как говорил один человек: «Я не завидую тем людям, у которых больше денег, чем у меня, но я завидую тем людям, которые счастливее меня» . Прочтите эту фразу еще раз!!!

Давайте рассмотрим конкретный пример, когда люди ради самореализации готовы пахать за копейки. Как часто Вы ходите в театр? Думаю, Вы знаете, что актеры получают копейки за свою работу. А профессия актер - очень тяжелая профессия. И вот Вы сидите и смотрите спектакль и думаете про себя: «Профессии всякие нужны, но почему они работают за копейки. Ведь им наверняка даже на проезд не хватает. Лучше бы банкирами стали или адвокатами. Эти профессии хотя бы кормят» . Да все верно, хорошие адвокаты зарабатывают солидные суммы. И что же заставляет людей выходить на сцену и не менять профессию долгие годы, а может быть вообще никогда? Конечно же, это публичность, актерский коллектив или состав (трупа), любовь к своему делу. Когда человек выходит на сцену и радует своей игрой зрителей - ничто не делает его таким счастливым. Когда в конце спектакля он стоит в одной линии со своими близкими друзьями и наблюдает бурные аплодисменты - он чувствует, что кому-то он нужен и что живет не просто так. А когда цветы начинают дарить… ЭХ!!!

Вот оно - чувство самореализации.

Что ж, я думаю из этого примера Вы поняли, что значит самореализация. Многие люди стремятся подняться по карьерной лестнице, чтобы иметь больше власти и авторитета. Они управляют людьми и чувствуют свою важность. Но позже они осознают, что роль руководителя - это не их роль. Многие руководители хотят быть ведомыми, а не ведущими. Когда они ведомы, они чувствуют себя намного лучше.

Один бизнесмен закрыл свой бизнес и стал работать дизайнером. Он стал зарабатывать намного меньше денег, чем раньше, но чувствовал себя намного счастливее и свободнее. Профессия дизайнер делала его самым счастливым человеком, потому что именно в ней он реализовывал себя.

Одна женщина уволилась с одной работы и устроилась на другую. Ее доходы сократились на 30%, а это очень много. Но как-то раз, она заметила, что ее затраты тоже сократились. Почему? Потому что при той работе она тратила больше денег, пытаясь заполнить свою пустоту различными материальными ценностями. А ее новая работа приносила ей удовольствие и радость. Поэтому расходы резко сократились, а свободных денег при меньшей зарплате стало больше.

Думаю, Вы теперь поняли, какую главную потребность Вам нужно удовлетворять. Сделав это - Вы будете самым счастливым человеком. Но сначала Вам надо определить деятельность, в которой Вы по-настоящему самореализуетесь. Это не так сложно. Вы все равно в той или иной степени подозреваете, чем Вам нужно заниматься, чтобы реализовать себя.

А если нет, то есть некоторые эффективные способы. В помощь Вам статья - . Ответив на все вопросы честно - Вы . А именно исполнив свое предназначение - Вы самореализуетесь по-настоящему.

Есть еще один факт. Все мы в детстве точно знаем, кем хотим стать и в большинстве случаев оказываемся правы в выборе своего предназначения. Дело в том, что дети имеют сильно развитую , и если с детства мама и папа дают возможность своему ребёнку прислушиваться к себе, и не навешивают на него свои не воплощенные фантазии (как я уже писал выше), тогда найти себя и начать самореализовываться куда легче.

Самое главное - прислушаться к себе. Вы должны понять свои желания, зафиксировать основную идею, которая крутится у Вас в голове. Например, Вы постоянно по психологии, читаете биографии самых выдающихся психологов, обращаете на них внимание, испытываете некую зависть, что Вы не на их месте, думаете, как же им повезло, что они стали теми, кем стали. Если Вы уловили такие мысли, значит Вам нужно стремиться именно к этому.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

Самореализация - это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

Это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализация себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

как достичь цели, способы достижения целей, как достигнуть цели

Нравится