Д чимароза биография. Искрометный чимароза. Последние годы жизни

IGDA/A. De Gregorio
ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА

Чимароза, Доменико (Cimarosa, Domenico) (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Литература:

Крунтяева Т. Д.Чимароза. – В кн.: Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII в. Л., 1981

Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический справочник).

Чимароза завершил путь развития оперы-буффа в XVIII веке и открыл ей дорогу в XIX век. По остроумному замечанию венского критика Э. Ганслика, Чимароза и Моцарт заключили тайный брак, отпрыском которого явился «Севильский цирюльник» Россини. Но из 64 опер Чимарозы лишь «Тайный брак» сохранил свою живость и остроумие на протяжении более двух столетий.

Доменико Чимароза родился 17 декабря 1749 года в городке Аверсе близ Неаполя. Семья через несколько лет после рождения сына потеряла кормильца - отец, работавший каменщиком, разбился насмерть на стройке. Приходский священник поместил нищего сироту в монастырскую школу, где обнаружился его превосходный голос. В 1761 году мальчик попал в другое учебное заведение для бедных - сиротский приют Санта Мария ди Лорето, носивший название консерватории. Там в самых суровых условиях (педагог по скрипке бил воспитанников палкой по голове и гонялся за ними с обнаженной шпагой) Чимароза проучился одиннадцать лет. Мальчик занимался пением, композицией, игрой на скрипке, клавесине и органе, выступал в маленьких операх. Там же были сочинены его первые произведения - вначале духовные, а затем и оперные. Первая опера-буффа Чимарозы была поставлена в 1772 году в Неаполе, за ней на протяжении восьми лет последовало еще более десятка комических опер, интермедий и фарсов. В 1779 году композитор получил заказ из Рима. Успех был столь велик, что многие города Италии захотели поставить его оперы. Слава Чимарозы росла, и десять лет спустя его пригласили в Россию на должность придворного капельмейстера.

Он провел в Петербурге более двух лет, с декабря 1789-го, писал оперы, которые сам ставил, кантаты, небольшие вокальные сочинения (общим числом 105), обучал пению великих князей и жену будущего императора Павла I. Большой карьеры, в отличие от своих предшественников итальянцев, Чимароза не сделал, как и не получал, подобно им, колоссальных гонораров. Наоборот, хоры, написанные Чи- марозой для постановки исторических картин Екатерины II «Начальное управление Олега», вызвали ее неудовольствие.

Возвращаясь в Неаполь, Чимароза остановился в Вене, где пробыл около года. По одним сведениям, он занимал здесь пост придворного композитора, по другим - отказался от предложения императора Леопольда занять должность директора придворной капеллы. Однако установлено, что именно в Вене в 1792 году он написал «Тайный брак», получивший столь неслыханный успех, что известие о нем предшествовало прибытию композитора на родину в следующем году. Новые оперы Чимарозы, как буффа, так и seria, ставились на разных итальянских сценах. Среди них - опера «Женские уловки» на неаполитанском диалекте с использованием подлинной русской плясовой темы, шедшая в различных переделках на протяжении многих десятилетий. Одна из последних ее постановок была осуществлена русской труппой Дягилева в Париже и Лондоне в 1920 году.

В начале 1799 года, когда в Неаполе была провозглашена Партенопейская республика, охваченный патриотическими чувствами Чимароза написал республиканский гимн, распевавшийся народом на улицах. В чем еще состояло его участие в неаполитанской революции, остается неизвестным. Однако после реставрации королевской власти, осуществленной силами иностранных войск, в том числе и российских, Чимароза стал одной из жертв террора. Его дом был разгромлен, а сам он посажен в тюрьму и приговорен к смерти. Факт освобождения композитора через четыре месяца бесспорен, однако объяснения его различны. По одним сведениям, королевского помилования добился русский посланник, по другим - его освободили вступившие в город русские войска, которыми командовал генерал, знавший Чимарозу по Петербургу. Композитор был выслан в Венецию. Он получил место профессора пения в женской консерватории и заказ на оперу-буффа от знаменитого театра Лa Фениче. Однако здоровье его было подорвано. Свою последнюю оперу он так и не закончил и умер 11 января 1801 года. Смерть Чимарозы считали насильственной. Ходили слухи, что его отравили по приказу неаполитанской королевы. Для опровержения слухов на стенах домов был расклеен официальный бюллетень за подписью лейбмедика Папы Римского, который клялся своей честью, что причиной смерти явилась опухоль в желудке. Однако смерть Чимарозы все же окутана тайной: даты смерти указывались разные, а место упокоения вскоре затерялось - церковь закрыли и превратили в склад. Имя же Чимарозы очень долго не произносилось в Неаполе и не упоминалось в числе неаполитанских композиторов.

Доменико Чимароза родился в городке Аверса близ Неаполя в семье каменщика и прачки. Отец его умер рано, и мать отдала сына в монастырскую школу для бедных. Мальчик рано проявил большие способности в области музыки. В 1761 году Доменико поступает в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето" (в Италии в консерваторию принимались с детства), где его учителями были Г.Саккини, Н.Пиччини и другие известные музыканты. Здесь он изучает композицию, овладевает искусством игры на органе, клавесине и скрипке. В 1772 юноша оканчивает консерваторию и становится органистом в церкви. В том же году в неаполитанском театре "Фьорентини" ставится его первая опера-буффа "Причуды графа". Премьера имеет успех, композитор получает заказы на новые сочинения. Среди ранних опер наибольшей известностью пользуется "Итальянка в Лондоне" (1778, Рим, либретто Д.Петроселини). Эта опера не забыта и поныне (есть студийные записи). Постановки новых опер следуют одна за другой в крупнейших городах Италии.

Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году (Ф. Арайя). В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.

Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.

Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789), а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.

Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время (а во многом и в связи с этими переменами) подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность в 1791 году получает Чимароза.

Именно в этот период была создан шедевр композитора - опера "Тайный брак" (1792, Венский Придворный театр). В основе либретто оперы, написанного Джованни Бертати - одноименная английская комедия Джорджа Колмана-старшего и Дэвида Гаррика. В Англии тогда пользовались успехом назидательные сюжеты, связанные с различными житейскими коллизиями, в том числе и брачными. Большую популярность приобрела серия картин У.Хогарта "Модный брак". Сюжетные мотивы этого цикла художника явственно прослеживаются в перипетиях интриги комедии.

Яркие музыкальные характеристики героев, драматургическая активность оркестра, блистательные ансамбли (особенно финал 1-го действия) - все это не могло не сказаться на огромном успехе оперы. Существует исторический анекдот (вполне похожий на правду), что опера настолько понравилась Леопольду II, что монарх пригласил артистов на обед, где попросил исполнить ее полностью еще раз.

В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. Среди лучших сочинений этого периода опера-буффа "Женские хитрости" (1794, Неаполь) и опера-сериа "Горации и Куриации (1796, Венеция). В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".

"Тайный брак" имеет счастливую судьбу. Опера по сей день идет во многих театрах мира. Среди многочисленных постановок отметим одну, имеющую историческое значение. В 1955 году опера была исполнена в Милане на открытии театра "Пиккола Скала" (дирижер Н.Санцоньо, режиссер Д.Стрелер). Хорошо знают "Тайный брак" и в России. Уже в 1794 году состоялась петербургская премьера оперы. В 1850 году она вновь с успехом шла на сцене Итальянской оперы Петербурга.

Первая русская постановка осуществлена в 1895 году в Михайловском театре (ныне Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского, в советское время - МАЛЕГОТ). Эта постановка знаменательна тем, что партию Графа Робинзона в ней пел Ф.Шаляпин. В наши дни опера входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера", идет также на сцене Красноярского театра оперы и балета.

У Чимарозы есть еще одно сочинение, которое часто исполняется в театрах и концертах, и о котором необходимо упомянуть. Это интермеццо для оркестра и баса "Дирижер оркестра", написанное предположительно между 1786 и 1792 годами, возможно в Петербурге (В России впервые поставлено в 1985 году в Московском Камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского). Эта своеобразная одноактная опера-буффа (сейчас бы ее назвали монооперой) в гротескной форме повествует о дирижере, который репетирует со своим оркестром, постоянно недоволен исполнителями, демонстрирует скрипкам, виолам, контрабасу, духовым как надо правильно играть. В конце концов, дирижер достигает (как ему кажется) нужного звучания и, довольный, заканчивает репетицию.

Закончим и мы нашу небольшую статью, посвященную одной из блестящих страниц истории оперного жанра.

Иллюстрации:
Доменико Чимароза.
Автограф партитуры оперы "Тайный брак".
У.Хогарт. "Помолвка" из серии "Модный брак".
Михайловский театр в Петербурге.
Ф.Шаляпин в роли Робинзона.
Сцена из спектакля "Тайный брак" ("Санктъ-Петербургъ Опера").

В 1761 он получил доступ в консерваторию "Санта Мария ди Лорето" (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра - введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Доменико Чимароза

Доменико Чимароза известен как талантливейший композитор неаполитанской школы. Он родился в 1749 году в Аверсе, неподалеку от Неаполя, в семье бедного каменщика. Подобное происхождение лишило его возможности получить хорошее образование.

Мальчик рано потерял отца, а его матери с большим трудом удалось поместить его в школу для бедных в Неаполе. В этом учебном заведении Доменико начал заниматься музыкой, и уже с первых его шагов на данном поприще учителям мальчика стало ясно, что он обладает исключительными способностями.

В 1761 году Чимароза поступил в консерваторию «Санта-Мария ди Лорето». 1772 год ознаменовал собой начало его блестящей карьеры оперного композитора. Одна за другой ставятся его оперы, и все они неизменно пользуются огромным успехом. Слава об их создателе вскоре разносится по всей Европе. В 1789 году Чимароза прибывает в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. По дороге туда композитора всюду встречают толпы его поклонников.

В России Чимароза находился в течение трех лет. За это время он написал одни из лучших своих произведений: кантаты «Нежданное счастье» и оперы «Два солнца», «Клеопатра» и др.

В 1792 году композитор переехал в Вену и здесь написал самую известную свою оперу «Тайный брак», отличительными особенностями которой являются чарующие мелодии. Именно данному произведению Чимароза обязан своей славой величайшего драматического композитора.

Интересно, что гениальный музыкант принимал участие в Неаполитанском восстании 1799 года и был приговорен к смертной казни. Однако по воле короля Фердинанда этот приговор заменили тюремным заключением. Пребывание в сырых и холодных застенках подорвало здоровье Чимарозы. Вскоре после освобождения он умер в Венеции (1801 год).

Творческое наследие Чимарозы составляют около 70 опер, большое количество церковных произведений, несколько месс, 2 реквиема, оратории «Юдифь» и «Торжество религии», кантаты и 105 вокальных пьес, созданных специально для петербургского двора.

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Чимароза Чимароза (Доменико Cimarosa) – знаменитый итальянский композитор (1749-1801). Первая его опера, «Fiorentini», поставлена была в 1772 г. с громадным успехом. Он написал. много опер, давших его имени большую популярность во всей Европе. В 1789 г. Ч. уехал, по приглашению русского двора,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Доменико Скарлатти (1685–1757) Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной

Из книги 100 великих творцов моды автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Доменико Дольче и Стефано Габбана (1958) и (1963)Творческие натуры обычно предпочитают работать в одиночку - чтобы никто не мешал, не перебивал полёт твоей фантазии своей. Найти партнёра, с которым можно не просто работать, а именно творить, созидать нечто новое, талант

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

МОДУНЬО, Доменико (Modugno, Domenico, 1926–1994), итальянский певец, автор песен 742 Volare, cantare. // Лечу, пою. Рефрен песни «В небе, выкрашенном в синий цвет» (1958), слова и муз.