Как научиться срисовывать с фотографии человека. Как нарисовать реалистичный портрет по фотографии. Начало работы: построение головы и общего контура лица

И начинаешь чертить карандашом цветочки на бумаге. Можно бы нарисовать что-нибудь серьезное. Но как? Кто его знает? И времени много, и материал под рукой, а необходимых знаний нет. Почему бы не научиться рисовать портрет?

Самая распространенная техника

Как рисовать портрет? Художники разных эпох упражнялись в техниках изображения человеческого лица, и некоторые достигли небывалого мастерства. Наша задача - выяснить основные принципы, чтобы научиться тому, как рисовать портрет карандашом. Нельзя сказать, что это так уж трудно. Но, если не знать основ, все равно ничего не получится.

Начинаем работу

Технический прогресс затронул даже изобразительное искусство. Сегодня многие художники используют не обычные карандаши, а механические. Это обеспечивает большую аккуратность работы. Такие карандаши не нуждаются в затачивании. Выполнение мелких деталей занимает меньше времени. С их помощью легче поэтапно рисовать портрет. Так что, если у вас есть возможность, используйте такой карандаш.

Срисовываем с фотографий

Обычно портреты рисуют с фотографий. Такой способ удобнее. Не приходится просить натурщика не двигаться и часами сидеть смирно. Значит, приступаем к изучению фотографии. Нас интересует положение головы сравнительно с горизонтальной и вертикальной линией. Даже начинающему художнику рекомендуется иметь знания устройства черепа человека. Полезно будет обратиться к любому анатомическому атласу. Соответственно форме головы того, кого вы рисуете, наносим слабые линии на листе бумаги, изображая силуэт волос, окружность лица. Чертим дополнительные линии в области глаз и бровей, носа и рта.

Когда изображение общих линий закончено, мы начинаем разбирать область лица. Определяем высоту носа за плоскость. Можно даже нанести штриховку, чтобы постигнуть объемность этой части лица. Если рисуют человека в полуобороте, то необходимо обозначить область ближней скулы, плоскости губ и глаз, не забываем о бровях. Этот этап - не прорисовка плавных линий, а деление человеческого лица на точные геометрические фигуры. Так легче понять, как рисовать портрет. Переходим к детализации лица.

Профессиональные художники часто используют «клячу» - тип ластика. Если стирать им линии, то на бумаге не остается видимых следов. У вас получилось достать «клячу»? Рекомендуем ее использовать в рисовании. Так вот, проводим ей по поверхности листа, чтобы снять верхний слой нарисованного. Таким образом мы удаляем вспомогательные линии совсем, а основные штрихи делаем почти незаметными. Теперь вырисовываем все элементы лица, округляем, где требуется, и придаем рисунку сходство с фото. Известно, что многие художники измеряют величину частей лица, их соотношение, чтобы достичь максимальной идентичности с натурой.

Пришло время для нанесения штриховки. Прежде чем к ней приступить, следует убедиться в том, что закончены все конструкции и вытерты дополнительные линии. Потому что, если вы начнете прокладывать тона, вам не удастся удалить аккуратно ненужные штрихи. Как видите, в процессе урока на тему «Как научиться рисовать портреты карандашом?» мы узнали много разных нюансов. В принципе, общих правил штрихования нет. У каждого художника свой способ. Все зависит от манеры держать карандаш. Но лучше начинать штриховать те места, где тень темнее всего. Они будут использоваться как ориентиры. Именно они помогут избежать сильных затемнений кожи, одежды или глаз.

Переходим к выполнению полутонов. Что это? Мы придаем тон лицу, волосам и частям одежды. Хорошо бы сделать одежду черной. Тогда она бы прекрасно оттеняла лицо и делала бы на нем акцент. Наносим штриховку так аккуратно, чтобы ничего не размазать. После окончания работы наш портрет уже готов на 90%. Единственная проблема - он не выглядит объемно. Чтобы это исправить, переходим к самому приятному этапу работы - высветливанию. Как это? Мы высветлим некоторые части лица. В этом нам снова-таки поможет «кляча». Это придаст рисунку живость и естественность. Осталось только затемнить глубины. Затем можно провести чистку. Затемняем складки, мелкие морщины, некоторые пряди волос. Наш рисунок становится объемным. Вот мы и выяснили, как рисовать портрет.

Самый простой способ

Не у всех из нас имеется врожденный талант художника. Большинству людей тяжело усвоить уроки на тему «Как рисовать портрет карандашом?» Здесь необходима четкая последовательность действий. Именно это мы сейчас и определим. Так что теперь мы рисуем портрет для начинающих. Во-первых, делаем контур изображаемого лица. Важно не нажимать на карандаш, потому что с первого раза получается не у всех, а стирать неправильные жирные линии будет сложно. Попробуйте нарисовать лишь овал лица. Когда он готов, чертим дополнительные горизонтальные линии для глаз, носа и рта. Они должны быть легкими и мало заметными. Также не забываем про уши.

Главной частью лица являются глаза, именно на них нужно делать акцент и рисовать как можно правдоподобнее. Уделите лишнее внимание изображению зрачков, линии рта и начальных контуров волос. Затем начинаем внимательно вырисовывать каждый элемент. Когда все готово, удаляем дополнительные линии и добавляем тени, чтобы придать картинке объемность. Вот и готов ваш первый рисунок. Может быть, не шедевр. Но главное, что исполнен он самостоятельно.

Основные ошибки

Нарисовать идеальный портрет с первой попытки нереально. Как бы точно вы ни следовали предписанным советам, что-то все равно пойдет не так. Как избежать самых распространенных ошибок, обучаясь тому, как рисовать портрет? Во-первых, следует проверить свой карандаш. Он не должен быть слишком твердым. Иначе вы не сможете наносить штриховку и полутона. Линии будут получаться слишком светлыми. Во-вторых, никогда не рисуйте портреты с фотографий на документы. Человеческое лицо, повернутое строго в анфас, изобразить трудно даже умелому художнику. Тем более что на документах люди всегда выглядят неестественно, и нарисовать с таких фото хороший портрет не удастся.

У многих трудности возникают с передачей правильных пропорций черт лица и симметрии. При нанесении штриховки не бойтесь черного цвета. Он жизненно необходим, так как оттеняет более светлые участки и отражает естественную тень. Не пренебрегайте объемностью рисунка. Причина проста. Все естественное имеет объем. К тому же необходимо помнить, что в природе нет предметов, которые имеют четкий контур. Используйте линии с разной тональностью. Не работайте с дешевой бумагой. У нее слишком гладкая поверхность. Она отталкивает грифель, линии получаются слишком тонкие и светлые.

Виды портретов

Мы привыкли считать, что портрет - это изображение человеческого лица. Так ли это? В природе существуют разные виды портретов, а именно: головной, погрудный, поясной, поколенный и в полный рост. Для выполнения каждого из них есть свои нюансы. Но перед тем как научиться рисовать портреты, нужно обязательно изучить человеческую анатомию. В ином случае вы не сможете правильно передать все пропорции тела. А кому нужен искаженный рисунок?

Работа под заказ

Научившись тому, как рисовать портреты карандашом поэтапно, на этом можно неплохо заработать. В последнее время многие хотят иметь собственное изображение, выполненное в классическом стиле или в виде шаржа. Немалой популярностью пользуются также семейные портреты, так что полученные знания и потраченное время не пропадут зря.

Заключение

Пройдя данный урок, вы сможете воплотить мечту. Но после отработки урока на тему «Как научиться рисовать портреты» не стоит останавливаться. Полученные навыки можно приумножить. Они помогут в изображении общих портретов целой группы людей. И не только! Можно приступить к рисованию автопортрета.

Фотография - это, конечно, хорошо. Но рисунок имеет большую ценность. На нем как будто проступает душа человека. Такой подарок, особенно кому-то из близких, обязательно понравится.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Совсем недавно, я начал увлекаться рисованием карандашом. Мой приятель, так хорошо владеет им, что я попросил у него пару занятий. А еще я попросил его, написать статью, именно для новичков в рисовании, таких как я, где подробно описаны все этапы рисования. Сегодня, в этой статье, он делится своими советами и секретами.

Прежде чем начать, хочу раскрыть секрет, как научился рисовать мой приятель. Он прошел видеокурс "Рисуем портрет по фотографии " и результат на лицо. Тем более автор курса, обещает полный возврат средств, если не научитесь рисовать. Но как говорит мой друг, это просто не возможно! Курс очень понятный и все показано на примерах.

Рисуем портрет по фотографии

Что-то нарисовать, это непросто, но процесс освоения техники создания портрета пойдет намного быстрее, если взять на вооружение несколько советов из этой статьи.

Ведь как бывает, вроде бы рисуешь, стираешь, снова рисуешь, изводишь «тонны» бумаги, а результатов нет. В чем же причина таких неудач?


Все дело в том, что, пытаясь нарисовать глаза, нос или другие части модели, начинающие упускают из виду то, что картина должна писаться от целого к частному.

Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? Двигаясь от простого к сложному. Приведу пример. Помните, как возникает человек из тумана? Сначала появляются неясные очертания. С исчезновением дымки становятся отчётливее черты лица. Также должно быть на бумаге.

Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот - так называемые три-четверти.

Начинающим можно посоветовать попробовать написать портрет человека, сидящего в три четверти или сбоку. Затем, когда техника создания лица в полуобороте будет отточена, можно будет заняться более сложными техниками, писать лицо анфас.

Впрочем, если вы верите в свои силы, можно попробовать нарисовать и прямо сидящего человека с натуры.

С чего начинать?

Каркас или основа портрета - это овал головы и точки расположения глаз, ушей, подбородка, носа, бровей. Чтобы вам было понятнее, покажу как размечать контуры лица. Возьмём, к примеру, портрет девушки.

Какую форму головы она имеет? Яйцевидную? Круглую? Овальную с квадратным подбородком?


Купить можно здесь .

Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели. Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.

Для рисования с фото измеряйте параметры линейкой, наметьте предполагаемую ширину и высоту головы. Напишите форму головы.

Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.

Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB. Теперь вы готовы к следующему этапу.

Многие пытаются овладеть искусством рисования портрета, но у них не выходит. То нос бывает раздувшимся, как у свиньи, то глаза - чересчур маленькими. Важно на этом этапе сверять эталон с оригиналом (моделью или фото).

Каждый человек имеет свои особенности. Это могут быть широкие скулы, крупный нос картошкой, глубоко сидящие глаза. Присматривайтесь и замечайте. А как обычно рисуете вы? С чего начинаете свою работу?


Эталон

Золотое правило портретистов - это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.

Он вобрал в себя следующие составляющие:

  1. Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
  2. Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
  3. Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
  4. Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта - линия бровей. Третья черта - линия носа.

После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:

  • скулы;
  • подбородок.

Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.

Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.

Обрубочная голова

В профессиональных художественных школах начинающие портретисты изучают так называемую «обрубку». Это голова человека, представленная в упрощённом варианте.

Мы с вами попробуем нарисовать своеобразный обрубок нашей модели в простом исполнении.

Это второй этап.

Отметьте особенности человека:

  • толщину скулы, впадающие и выпирающие части лица, своего рода рельеф;
  • толщину переносицы, основания носа;
  • ширину и высоту глаз, их расположение;
  • толщину и ширину губ;
  • брови, их изгиб, направление, толщину;
  • форму подбородка: треугольный, квадратный и т. д.

Теперь, позвольте показать вам, как рисовать глаза.

Сферические зеркала

Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.

Найти глаз довольно легко. Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза. Но это пропорции для анфаса. Как рисовать глаза в полуобороте?

В этом случае вы просто отмечаете ту самую глазную впадину, выемку или височную часть головы и уже от неё пляшете. Отмеряете самый дальний глаз, он по величине меньше, чем второй. Измеряете расстояние между глазами и намечаете на бумаге. Также повторяете для другого глаза.

Наметьте глаз четырёхугольником, отметив ширину и высоту насечками.

Внимательно присмотритесь к модели или фото. Какой разрез глаз имеет оригинал? Как относятся ширина к высоте глаза?

Набросайте отрезки, показывающие положение век.

При этом нижнее веко никогда не делают тёмным. Присмотритесь, как изобразить толщину нижнего века. Оно на тон темнее белка глаз.

Нос

Теперь приступаем к созданию плоскости носа. Для этого необходимо знать несколько соотношений:

  1. Проведите от уголков внутреннего века вниз линии, параллельные друг другу. Наметьте расположение крыльев носа.
  2. При создании лица в полуобороте вторая линия, идущая от дальнего глаза, скроется за переносицей.

Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.

Губы

Расположение губ можно найти так. Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.

Рот пишите так, как будто он нарисован на цилиндре.

Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков. В полуобороте измеряйте на фото и подгоняйте к своему масштабу.

Есть еще одна мерка ширины губ: она равна отрезку в полторы глаза.

Уши

Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.

На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.

Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.

Памятка

И ещё некоторые правила:

  1. Если вы пишете портрет человека по пояс, определите ось, которая делит лицо пополам, чтобы можно было определить местоположение глаз, носа и ушей, бровей и т. д. Она проходит через яремную впадину или между ключицами в центре;
  2. Ширина головы по линии глаз есть 2/3 от её высоты;
  3. Самая широкая часть головы является основой для нахождения ширины нижней челюсти (¾ от большей величины).

Детализация

Третий этап создания портрета включает в себя детальную прорисовку. Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.

Последний заключительный этап - штриховка.

Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.

Наверное, нет на свете людей, которые хоть раз в жизни не брали в руки кисти или карандаш.

Занятие увлекательное и интересное, но непростое. А изобразить на холсте человека - пожалуй, одна из самых сложных задач.

Чтобы лучше понять, как нарисовать портрет, сначала следует разобраться с классификацией - какие же они бывают?

По жанру По композиции По формату
Исторический Портрет-картина Во весь рост
Психологический Портрет-прогулка Поколенные
Костюмированный Парадный По бёдра
Мифологический Полупарадный По пояс
Семейный Групповой По грудь
Портрет мужчины, женщины, детей Парный По плечи
Автопортрет Индивидуальный В четверть поворота
Сословно-социальный Камерный Анфас
Шарж, карикатура, миниатюрный В профиль
По фотографии Вполоборота
В три четверти

Исторический - на картине изображена известная в истории личность. Нередко такие изображения делали по сохранившимся описаниям современников.

Костюмированный - человек предстаёт в каком-либо образе. Это может быть как наряд выдуманного персонажа - героя мифов, фильмов, комиксов, книг - так и образ реальной личности, как правило, известной. В прежние времена именно такие портреты знати и правителей делались парадными - т. е. в полный рост, на ярком фоне, при всей атрибутике.

Но костюм может быть и поскромнее, всего лишь отражать род занятий - это военный, сословно-социальный портрет - когда примеряется костюм крестьянина, купца и т. д. Этот вид обычно был полупарадным - т. е. с более скромным фоном и не в полный рост.

Мифологический - с живого человека пишут сказочное существо.

Костюмированный, психологический и исторический портреты часто имеют вид портрета-прогулки или портрета-картины, где герои представлены в определённых атмосфере и окружении.

Психологический — главная цель художника - передать на холсте внутренний мир, переживания героя.

Групповой, парный - изображена группа лиц, каким-либо образом связанных друг с другом - например, семейный портрет.

Индивидуальный - вся композиция посвящена одному человеку.

Автопортрет - художник пишет своё лицо.

Шарж, карикатура, миниатюрный - несложные рисунки, выполненные, как правило, карандашом, тушью или акварелью. Такие эскизы напоминают наброски, поскольку рисовальщик выхватывает лишь основные черты лица без детальной прорисовки. Шарж и карикатура носят юмористический, сатирический характер с целью высмеять объект.

По фотографии — портрет по фото довольно новое направление, поначалу не признанное.

Камерный - самый распространённый вид. Нейтральный фон, тщательная прорисовка деталей, фигура человека изображена по пояс, грудь или плечи.

В профиль

Вполоборота

В три четверти

Что нужно для рисования?

Прежде чем начать уроки рисования, нужно обзавестись всем необходимым. Во-первых, это рабочая поверхность.

В идеале это должен быть мольберт, но на первое время может подойти и обычный стол.

Мольберты бывают металлические и деревянные.

Лучше выбрать с подставкой для принадлежностей.

Чтобы закрепить лист на мольберте, нужны канцелярские кнопки-гвоздики для деревянного и магнитики для металлических.

Теперь то, на чём будем рисовать - холст.

Первые наброски можно делать и в обычном альбоме, но для полноценного рисунка понадобятся листы формата А3.

Для красок желательно приобрести свой тип бумаги:

  • ватман - акрил, гуашь, темпера, масло;
  • плотная бумага для акварели;
  • тонированная - для пастели, сангины, угля;
  • бумага для черчения, ватман - для работы с карандашом.

Инструменты:

  1. Канцелярский нож или точилка . Профессиональные художники для заточки карандашей используют именно канцелярский нож - это делает кончик грифеля предельно острым и тонким, что позволяет проводить чёткие и ровные линии. Научиться точить ножом несложно - нужно проводить лезвием от деревянного основания до кончика грифеля со всех сторон, не сильно при этом нажимая на нож.
  2. Для смешивания красок нужна палитра . Лучше всего - пластмассовая, с неё легче всего смыть краску. Можно купить в магазине - но в качестве палитры сгодятся и пластмассовые крышечки от косметики и т. п.
  3. Кисти . Для акварели - белка или колонок. Для гуаши и темперы подойдут и синтетика, и щетина, и натуральный материал. Для акрила, масла - щетина и синтетика.
  4. Мастихин . Лопаточка для нанесения и соскабливания краски, прекрасный вариант для акрила и масла.
  5. Ведёрко для воды, тряпки для кистей и для рук.

Материалы:

  1. Карандаши . Понадобится набор художественных карандашей для рисования разной твердости.
  2. Краски . Самые основные - гуашь и акварель. Акрил и темпера отличаются яркостью и плотностью, их часто советуют для детей. Техника маслом - самая сложная.
  3. Мелки . Пастель - для цветных работ, сангина и уголь - для однотонного рисунка.

С чего начинать учиться?

Мамы могут сами своего ребёнка научить основам рисования - это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - уделять делу время каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Этапы обучения:

  1. В первую очередь нужно попробовать поработать со всеми материалами. Каждый из них имеет свой состав, текстуру, особенности - мазок гуашью ложится плотно, акварельные разводы плавно растекаются, мягкий карандаш чертит толстую насыщенную линию и легко размазывается, твёрдый почти царапает лист. Возьмите альбом или блокнот и вволю испробуйте всё, что есть.
  2. Следующий шаг - учимся правильно держать кисть и карандаш. Есть всевозможные варианты на эту тему, но каждый держит так, как ему удобно. Одно общее правило: карандаш не нужно держать, как ручку при письме, чтоб кисть руки не загораживала рисунок. При этом инструмент должен «летать» в руке - и вверх и вниз, и во всех направлениях. Поэтому зажимаем не у основания, а чуть ниже, почти посередине, при этом указательный и большой палец свободно лежат на конусе.
  3. Теперь о том, как рисовать простым карандашом:
    • Сначала просто чертим линии . Прямые, наискосок, волной, полукругом - постепенно линии будут выходить чёткими и уверенными. Здесь главное - тренировка.

    • Штрих . Сперва чертим штришки в одном направлении, потом в разных, а дальше совмещаем, например, вертикальные и горизонтальные, но не накладывая одних на другие, а располагаем их перпендикулярно друг другу. Следующим шагом будет рисовка простых геометрических фигур.
    • . Понятие перспективы заключается в том, что предметы сужаются по мере удаления от определённой точки к горизонту. Умение рисовать в перспективе необходимо, когда нужно изобразить фигуру боком или поворот головы. Увидеть её в окружающей обстановке несложно: это может быть коридор, комната, улица. Если обратить внимание, то можно заметить, что все линии идут наискосок от смотрящего и соединяются в одной точке. Чтобы познакомиться с перспективным изображением на практике, начинаем с самого простого: дорога, коридор и т. п., а потом так же рисуем геометрические фигуры.
  4. Смешиваем на палитре разные краски для получения оттенков. Считается, что основных цвета всего три - красный, жёлтый, синий, а все остальные колеры - это оттенки, результат смешивания. При работе с красками, за исключением акварели, используем белила.
  5. Наконец, можно попробовать нарисовать лицо. Срисовываем с картинок - первое время с самых простых, мультяшных, постепенно переходя к более сложным.

Учимся рисовать портрет — пошаговое руководство для начинающих

В этом уроке мы нарисуем женское лицо. Данная схема рисования универсальна, по ней можно сделать портрет и мальчика, и девочки.

Построение головы и общего контура:


Работа с плоскостями

Теперь прорисуем плоскости в виде геометрических фигур. Начнём с носа - очерчиваем прямоугольником спинку и крылья носа. Затем выделяем плоскость скул в форме трапеции, кругом обозначаем глаза и губы.

Мы разбили будущий рисунок на основные части. Можно таким же образом прорисовать лоб, брови и подбородок.

Детализация лица - глаза, брови, нос, губы, уши

Глаза и брови:

  1. Прорисовываем контуры верхнего и нижнего века. Обратите внимание, что веки отличаются друг от друга, срисовывайте очень внимательно, чтоб не упустить ни одной детали.
  2. Рисуем радужку целиком - т. е. и ту часть, что скрыта верхним веком.
  3. Обозначаем зрачок и блик (отражённый свет).
  4. Переходим к штриховке зеркальной поверхности глаза. Блик оставляем незакрашенным. Радужка глаза темнее у внешнего края и по контуру - в центре и у зрачка она светлее.
  5. Прорабатываем веки и область вокруг глаза. Обозначаем тени - на складке верхнего века, нижнего, у переносицы. Ресничный край нижнего века остаётся светлым, а белок глаза темнее по контуру у края века. Тень от верхнего века отчасти падает и на глазное яблоко.
  6. Создаём объём с помощью штриха, закрашивая всю область - от бровей до нижнего века.
  7. Рисуем брови. Проводим основную линию и от неё начинаем прорисовывать мягким карандашом каждый волосок, все в одном направлении. Также рисуем и ресницы.

  1. Наметьте основные части - спинку, крылья носа, ноздри. Детально прорисуйте внешний и внутренний край ноздрей.
  2. Обозначьте тени. Условно разделите все плоскости на три - тень, переход, светлая часть (её не штрихуем).
  3. Детальная штриховка.

  1. Набросаем общий контур. В первую очередь проведём линию между губами. Для этого рисуем три круга - два внизу, вплотную друг к другу, на месте нижней губы, - и один вверху, посередине между нижними, чтобы круг попал в ямку промеж ними. Линия, где соединяются все три кружка, и будет линией между губами. Обводим контур губ по кругам, дорисовываем уголки, придаём верхней губе форму лука. Не забываем, что нижняя губа немного больше верхней.
  2. Затеняем. Верхняя губа всегда темнее. Обращаем внимание на боковые тени.
  3. Даём объём с помощью штриховки, детально прорабатывая уголки, боковые тени и линию между губами.

  1. Тщательно прорисовываем все части - завитки, слуховой проход, ямку, мочку.
  2. Наносим тень и делаем штриховку, особенно концентрируя внимание на мелких деталях, переходах от света к тени - ухо самое сложное в этом плане.

Штриховка и полутона

Как уже было сказано, от штриха зависит объём. Чтобы нарисовать красивую, выразительную картину - надо хорошо владеть техникой штриховки.

В идеале нужно иметь полный набор карандашей разной мягкости. Это важно не только для насыщенности и глубины оттенка (мягкие дают тёмный глубокий тон, твёрдые - лёгкие и светлые линии) - это важно и в техническом плане, и для передачи плотности, структуры предмета.

Твёрдым карандашом делается эскиз без штриховки, потому что он легко перекрывается и его не будет видно в окончательном варианте.

Мягкий карандаш и чертит мягко. Он идеален для тени, а также для визуальной передачи мягкости изображаемой натуры - им хорошо прорисовывать волосы и одежду.

Техника штриховки подразумевает комбинирование штрихов разной длины и направлений.

Все штришки накладываются ровно, аккуратно, один к другому, штрих не должен быть «мохнатым» и беспорядочным, не нужно накладывать чересчур много слоёв штриховки в одно место - иначе получится просто грязь.

Чтобы создать плавные переходы, например, обозначить складку - накладываем короткие штришки в месте перехода, в остальных местах используя более длинный штрих.

Когда нужно создать переход от тёмного к светлому, создать полутона - сначала штрихуем всю плоскость самым светлым тоном, а потом более мягким карандашом закрашиваем тень.

В определённых случаях можно слегка растушевать место перехода кончиком пальца - например, при прорисовке теней у переносицы.

Пример создания портрета пошагово на фото:

Высветление и затемнение

Затемнение не делается твёрдым карандашом. Чтобы штрих был не виден и чтобы переходы были плавными - штришки должны быть совсем маленькими.

В более тёмных местах углубляем тон насколько нужно, накладывая несколько слоёв штриховки. Светлые места или не штрихуем вовсе, или берём самый твёрдый.

Можно также для создания блика воспользоваться ластиком.

Видео-урок по рисованию портрета по фото:

Портреты для срисовки

Работа с натурой - это очень сложно. Перед этим желательно взять уже нарисованный портрет и повторить его на бумаге. Такая практика поможет набить руку и узнать техническую сторону работы, а также изучить приёмы, к которым прибегают художники.

Как научиться рисовать портреты красками?

Как рисовать карандашом, мы разобрали. Теперь речь пойдёт о рисовании красками. В этом видео будет рассказано о разных техниках, совершенно непохожих - и об акварельной живописи, и о работе с маслом. Каждый сможет выбрать то, что по душе.

Рисование акварелью. Видео-урок:

Рисование маслом, основы для новичка. Видео-урок:

В заключении статьи стоит отметить, что самым главным секретом успеха в рисовании является упорство и каждодневная тренировка. Не стоит опускать руки, если не получилось с первого раза. Пробуйте снова и нарисовать портрет обязательно получится.

Вероятно, вас удивит тот факт, что многие художники считают самым трудным рисовать не портреты, а…природу! Так что, если у вас есть желание попробовать себя в роли портретиста, не позволяйте опасениям победить эту мечту. И смело беритесь за изучение инструкции, в которой мы расскажем, как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих.

Любите ли вы геометрию?

Что нужно для красивого портрета? Во-первых, подходящая модель, которая вам нравится. Да-да, объект изображения действительно должен нравиться, и это не для красного словца. Доказательства? Пожалуйста! Сальвадор Дали нарисовал несколько портретов своей жены Галы - сюрреалистический сюжет, может быть, понятен не всем. Но то, что модель вызывала у художника самые теплые чувства, ощутит каждый.

Во-вторых, потребуется владение базовыми навыками геометрических построений. Это нужно для того, чтобы правильно рассчитать расположение глаз, носа, рта и изобразить лицо пропорциональным и симметричным. Вот, в принципе, и все - пора переходить к практике. Учимся поэтапно рисовать портреты карандашом для начинающих.

В мужских лицах линии достаточно угловатые. Но это отнюдь не означает, что их рисовать легче. Поэтому не жалейте бумаги, пробуйте рисовать контур лица до тех пор, пока его форма не приобретет нужные очертания.

Инструкция:


Благодаря этой инструкции вы сможете понять, как без лишних сложностей карандашом поэтапно нарисовать портрет мужчины для начинающих. Дело только за практикой.

В женском портрете линии имеют более плавные изгибы, здесь не стоит делать острых углов. Если в мужском портрете такие штрихи добавляют мужественности, то в девичьем и дамском придадут лицу ненужную грубость.

Инструкция:


Зеркало души - та деталь портрета, которая требует особого внимания. Ведь обычно это первое, что привлекает внимание в рисунке. Так что подсказки о том, как рисовать глаза человека карандашом поэтапно, позволят вам создать очень «живой» портрет.

Инструкция:


уголок верхнего.

Секреты начинающего портретиста

Как мы уже выяснили, для рисования лица нужно любить геометрию, а также иметь представление о пропорциях. Как раз о соблюдении соразмерности и пойдет речь далее. Некоторые особенности анатомии очень пригодятся в процессе создания портрета:

  • если провести горизонтальную линию посередине глаза, то она должна быть равной расстоянию между глазками;
  • если нарисовать такую же линию между верхней и нижней губой, то она будет равна расстоянию между зрачками;
  • расстояние от верхней границы рта до брови - это длина уха.

И самое главное: чтобы увидеть недостатки портрета, касающиеся соотношения частей лица, поднесите рисунок к зеркалу и посмотрите на отражение - все погрешности станут очень заметными.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.