История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского. Музыкальная живопись Цикл картин из выставки мусоргский

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Картинная галерея

Рисунки В. Гартмана

М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»

Избушка на курьих ножках

Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатырские ворота

Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит

Морис Равель

Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет

1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»

2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.

3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).

Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.

Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.

Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока : комбинированный.

Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.

Ход урока

  1. Организационный момент :
  • музыкальное приветствие;
  1. Разминка.

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?
  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  3. Сколько нот в музыке?
  4. Что такое «темп»?
  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  6. Что такое «опера»?
  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  8. Что такое «динамика»?
  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
  10. Какую форму имеет песня?

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)

Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может )

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.

Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.

В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.

Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 )

«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.

Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)

«Прогулка»

Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.

Попробуйте «пошагать» под эту музыку.

Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.

  • Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?

Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов »

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

  • Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
  • Верно.
  • Слайд 11 « Городские ворота в Киеве»
  • «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)

Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.

  • (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».

Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)

Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.

Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).

А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)

  • Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Д авайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15 )
  • Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
  • «Викторина»
  • - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
  • - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
  • - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель )

В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».


Портреты Мусоргского делались не часто. Это не Рембрандт, который ежегодно всматривался в себя и следил, как он меняется. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир, который позволил создать ему великие музыкальные произведения.

Ранние годы

Модест Петрович Мусоргский был сыном не богатого, но родовитого помещика. Он родился в северных Псковских краях в 1839 году. Два старших брата рано умерли, и матушка Юлия Ивановна всю свою нежность и любовь отдала младшему сыну.

Близость с ней Модест Петрович сохранял всю жизнь, и позже ее смерть была для него тяжелым ударом. Маман первая учила его играть на фортепиано. От этого времени портреты Мусоргского не сохранились. Но его будущее была решена давно: мальчик будет военным.

Петербург

Закончив школу гвардейских подпрапорщиков, Модест Мусоргский начал службу в Преображенском гвардейском полку. На фотографии слева - офицер лейб-гвардии. Это 1856 год. Ему 17 лет. Молодцеватый и с прекрасной осанкой, скромный, почти ребенок, молодой человек, который еще не определил свою жизнь. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.

Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.

К этому времени Модест Мусоргский -одаренный музыкант. Он еще и очень образованный человек: свободно разговаривает и пишет на французском и немецком языках, читает по-гречески и на латыни. Он уже знаком с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым и написал два скерцо. Одно из них музыканту, не учившемуся в консерватории, удалось успешно оркестровать.

Под руководством Балакирева Мусоргский работал над оркестровыми партитурами, тщательно изучая их, а также производил анализ гармонии, контрапункта и формы сочинений известных композиторов, учился критически, очень углубленно их оценивать. К этому времени он оставляет службу в армии, но предъявляет к себе самые жесткие требования, не допускающие никакой распущенности.

Светский человек

Модест Петрович заботился о своем внешнем облике.

Музыкант старался, чтобы у людей складывалось впечатление о нем как о благополучном человеке. Действительно, с аккуратно причесанной волосок к волоску головы до кончиков начищенных изящных ботинок, сквозь нас смотрит ухоженный элегантный мужчина с полной невозмутимостью на лице.

В жизни это был человек с такими манерами, элегантностью, великолепной речью, остроумием и образованностью, что все женщины таяли под его обаянием. У него же была тайная любовь к женщине, чье имя он не открывал никому. Предположительно - это Н.П. Опочинина, которую он поставил на самый высокий пьедестал и посвятил ей самые лирические сочинения.

Зрелость

Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Умерла любимая женщина, и композитор безмерно страдал. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».

Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А.А. Голенищева-Кутузова. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.

Творческий взлет

Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца. Сублимируя внутреннюю силу, индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.

Илья Репин «Портрет Мусоргского»

Модест Петрович больше не служил. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Его поместили в больницу. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М.П. Мусоргского. А 28 марта композитор скончался. Это придает портрету особую глубину и драматичность.

Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица совершенно больного человека. В его глазах горит блеск и светится живой ум и мысль о будущих работах, которые ему не удастся сочинить. Ведь он не думал о смерти. Репин нисколько не приукрасил композитора, а потому он получился живым и настоящим человеком.

Припухлости и морщины художник сгладил, сделал сложнейшие световые нюансы на лице и оставил нам образ, полный творческих сил и внутреннего благородства. Колорит - легкий и прозрачный. На светлом фоне лицо и фигура смотрятся особенно значимо.

Все портреты Мусоргского показывают его изменение от безукоризненного офицера и светского человека до личности, которая пришла к упадку сил.

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи, есть своя палитра оттенков.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.

Можно провести аналогии: звучащая живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма, и живописная музыка Мусоргского.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

Виктор Гартман.

«Картинки с выставки» (1876 год).

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки ». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это - самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка », присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Вот эпизод под названием «Гном ». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона; они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. - Глубокопоэтична картинка «Старый замок ». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия - одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. - Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри »). - Эпизод «Быдло » вызывает представление о сельской природе. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку. Она сродни его невеселым думам. И уже удаляется повозка, и песня затихает вдали. - За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов » (он навеян эскизами балетных костюмов).


Но что это? Как будто возникает диалог. Мусоргский перенес в инструментальную область свое искусство правдивой передачи человеческой речи. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой - лебезит, упрашивает, молит. Это - сценка «Два еврея, богатый и бедный ».


Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. - Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты - «Лимож. Рынок » (Лимож - город во Франции.). Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. - Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка - «Катакомбы. Римская гробница ».


Здесь Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. Сказалось еще не остывшее острое чувство боли, вызванное в душе композитора смертью Гартмана. - Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке ». Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. - Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Это - «Избушка на курьих ножках ».


В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота », уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа.


Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно - с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина».

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского»

Форма урока: урок - исследование

Цель: познакомить учащихся с образами музыки М. Мусоргского

Задачи:

Развитие эмоционально-осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания

Освоение более сложного музыкального жанра – фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского».

Ожидаемый результат

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки , творческое задание по написанию синквейна. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет:

Л.А. Исаева «Учитель музыки: пути профессионального становления»: -Саратов, 2007

Примечание. В период подготовки учителем были определены помощники - «искусствоведы», которые самостоятельно выполняли исследовательскую работу: биография М. Мусоргского, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», создание симфонических произведений М. Равеля.

Ход занятия

I . Орг. момент. Приветствие.

II. Введение в тему урока

Учитель. (Поёт на песню Г. Струве «Музыка»):

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка,

Расскажите мне скорей.

Школьники (по знаку учителя) продолжают:

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Учитель. Какую тему полугодия мы сегодня будем продолжать на нашем уроке? (Связь музыки с изобразительным искусством). Сегодня нас ждёт встреча с творчеством великого русского композитора Модестом Петровичем Мусоргским.

Хочу сказать, что мне особенно дорог этот композитор – когда – то я училась в музыкальной школе имени М.П. Мусоргского; возле этой школы в г. Великие Луки установлен памятник великому русскому композитору. Сегодня мы должны исследовать музыкальные произведения великого русского композитора Мусоргского и дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (может, но нужно доказать)

Учитель. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы, ребята, должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока.

Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы (см. Приложение к уроку), составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке.

III. Основная часть урока.

Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка»

Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора

Выступление «искусствоведов»:

Биография М.П. Мусоргского:

1) Модест Петрович родился в деревне Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, но большую часть времени он проводил в Наумове (в 3 километрах от Карева), в имении Чириковых, родственников матери.

Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать Ю.И.Мусоргская (Чирикова).

"Мусоргский в Кареве провел первые свои 10 лет и на всю жизнь остался по глубоким впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его", - писал музыкальный критик В.В.Стасов в конце 19 века.

М.П.Мусоргский неоднократно приезжал в родные места. Здесь он работал над оперой "Борис Годунов", написал многие романсы.

В деревне Наумово сохранились остатки усадьбы Чириковых: барский дом, каменное здание оранжереи, часть старого парка, полузаросший пруд, обсаженный елями.

В доме-музее Мусоргского проходят традиционные музыкальные праздники, посвященные композитору, на которые приезжают знаменитые оперные певцы.

2). М. П. Мусоргский закончил Школу гвардейских подпрапорщиков . Затем недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Композитор прожил очень короткую, яркую жизнь, но в ней было много страданий и одиночества. Не было семьи, детей. Умер Мусоргский в 42 года в Николаевском военном госпитале, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

2). М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Узнаем историю создания этого произведения.

Выступление искусствоведов.

  1. У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.

Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».

«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

2 ученик. Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») ,
«Балет невылупившихся птенцов» -
сказочные картинки;

«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» -
бытовые;

«Старый замок»,
«Катакомбы» -
романтические .

В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.

Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.

Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).

По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.

Вывод: что же такое сюита?

СЮИТА (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла

  1. ) Слушание. Музыка М. Мусоргского «Прогулка», «Баба Яга». «Балет невылупившихся птенцов»

Работа в Дневниках.

3) Работа в группах.

Написание синквейна к произведениям (1, 2, 3 группа соответственно создают синквейны «Прогулка», «Баба Яга», «Птенцы»)

Выступление учащихся, зачитывание синквейнов.

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Старый замок»

Анализ музыкального произведения. Работа в Дневниках.

3). Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?

Выступление искусствоведов.

Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.

Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.

Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.

Что мы знаем о симфоническом оркестре?

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»

Анализ. Вывод: образ Родины раскрывает прозвучавшая музыка.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня мы исследовали произведения Мусоргского

Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?

  1. Образ прогулки
  2. Образ Бабы Яги
  3. Образ птенцов
  4. Образ старого замка
  5. Образ богатырских ворот

Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку, мы представляем картины и образы)

О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?

Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

ДНЕВНИК УРОКА

«Музыкальная живопись

Модеста Петровича Мусоргского»

Фамилия, имя ____________________________________________

Название произведения

Какой характер

У произведения, какое настроение вызывает

Какое развитие имеет музыка? Как изменяется?

(Начало произведения, средняя часть, финал)

Какой образ создаёт музыка?

Какие изобразительные свойства имеет музыка?

Твой ответ:____________________________________________

Сюита -это_________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА

1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

4строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.

ПРИДУМЫВАЕМ СИНКВЕЙН!

1___________________________________________________________________

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока