Билеты на спектакль «Пиковая дама. Билеты на спектакль «Пиковая дама Взаимодействие с актерами

Претерпела множество интерпретаций на театральной сцене и в кино (задолго до фильма Игоря Масленникова с Еленой Гоголевой в роли старой графини пионеры русского кино Петр Чардынин и Яков Протазанов предложили свои версии таинственной истории). Спектакль Андрея Житинкина в Малом театре - попытка нового прочтения классического произведения. Оно не теряет актуальности. Пушкинский герой, честолюбивый Германн, - образ на все времена.

В спектакле Малого театра одержимого офицера-картежника играет молодой актер Александр Дривень. «Его Германн проходит путь от замкнутого в себе молодого человека до внутренне сломленного одиночки, чья душа опустошена», - пишет критик Жанна Филатова («Театральная афиша»). Но все-таки центр этой «Пиковой дамы» - графиня в исполнении Веры Васильевой . Звезда Театра сатиры в последние годы охотно соглашается на предложения со стороны. Например, несколько лет назад она приняла участие в оригинальном спектакле Театра кукол имени Образцова «Странная миссис Сэвидж», где ее партнерами были… куклы!

В «Пиковой даме» Вера Васильева, как всегда, ослепительно красива. При этом опытная актриса не заигрывает с публикой, не камуфлирует неприглядные стороны своей героини. Ее графиня сварлива, брюзглива, ревнива, полна эгоистической тревоги за свое благополучие. Но каковы сила характера, воля к жизни! Мизансцены в спектакле довольно простые, не предполагающие сложных перемещений актеров по сцене. Графиня–Васильева по большей части сидит в кресле и тем не менее является главным объектом зрительского внимания. «Пиковая дама» требует от исполнителей большой игры, и в спектакле Малого театра эта большая игра есть» , - справедливо замечает Жанна Филатова. Рядом с Васильевой - звезды Малого театра: Борис Клюев в роли Чекалинского, Владимир Сафронов (дворецкий), Александр Вершинин (Томский). В сценической версии повести Пушкина полноправной героиней стала горничная графини Маша (Наталья Хрусталева). Это очень бойкая девица, которая с юмором воспринимает причуды и капризы старой хозяйки. Веселая Маша тут выступает как бы противовесом нерешительной, задумчивой Лизе (Любовь Ещенко). Шутки и репризы горничной разряжают возвышенно мистический тон спектакля.

Спектакль оформил давний соратник Андрея Житинкина - художник Андрей Шаров. Декорации лаконичные: огромные окна, характерные для петербургских дворцов, и буквально два-три предмета мебели на сцене. Если это спальня графини - то ширмы и туалетный столик; если комната для карточной игры - то длинный стол, крытый сукном. Многое «доделано» светом, его разработал для спектакля замечательный мастер Сергей Скорнецкий. Синий, холодный, свет льется из окон в темные комнаты дома графини и создает буквально физическое ощущение петербургской промозглости. Примечательно, что снег идет не за стеклами, а внутри дома - странная и интересная находка постановщиков, оставляющая простор для трактовок.

Малый театр приглашает всех ценителей классики и любителей современного искусства на спектакль «Пиковая дама». Эта постановка является одной из визитных карточек театра, поэтому каждый показ проходит с аншлагом и сопровождается бурными зрительскими овациями. Это не дословный пересказ хрестоматийного произведения, а современная режиссерская интерпретация, которая придётся по душе даже самому искушенному театралу.

Спектакль «Пиковая дама» - старинная история в современной трактовке

Спектакль «Пиковая дама» не нуждается в дополнительной рекламе, поскольку его создатель за основу взял произведение великого русского гения Пушкина. В спектакле по мотивам одноименного литературного шедевра мистический триллер переплетается с любовными перипетиями, а старинная и всем до боли знакомая история обретает иной смысл и современное звучание.

«Пиковая дама» 2019- это захватывающий сюжет, красочные декорации, живые монологи и ироничные сцены. Скучать точно не придется! Тем более, что в постановке задействованы такие блестящие артисты как Вера Васильева, Владимир Сафронов, Борис Клюев, Василий Зотов, Сергей Видинеев и многие другие.

Автором «Пиковой дамы» в Малом театре является народный артист России Андрей Альбертович Житинкин. Его работы «Милый друг», «Идеальный муж», «Калигула», «Анна Каренина», «Портрет Дориана Грея» высоко ценятся в театральных кругах и получают множество положительных отзывов у именитых критиков.

Как купить билеты на спектакль «Пиковая дама» в Малом театре

Билеты на «Пиковую даму» можно приобрести не только в кассах Малого театра, но и в режиме онлайн или по телефону. Позвоните в наш колл-центр и сообщите оператору, сколько контрамарок вы хотели бы получить. Если не можете самостоятельно определиться с выбором сектора в зрительном зале, не отчаивайтесь, ведь наши менеджеры - это не просто сотрудники, а квалифицированные специалисты, которые с радостью подберут лучшие места и ответят на любые вопросы относительно предстоящего мероприятия.

Среди других наших преимуществ можно отметить следующие:

  • Бесплатная курьерская доставка практически в любую точку Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Доступные цены и гарантия подлинности каждого электронного и бумажного образца.
  • Для больших компаний у нас действуют хорошие скидки. Также вы можете приобрести контрамарки по сниженной стоимости, если станете нашим постоянным клиентом.
  • Удобная и безопасная оплата одним из наиболее подходящих вариантов: банковской картой, переводом, безналом и даже электронными деньгами.
  • Широкий выбор мест и неограниченное количество билетов в одни руки.
  • Многолетний опыт работы, высокий уровень обслуживания, индивидуальный подход и предоставление персонального менеджера.

Приходите на спектакль «Пиковая дама» и насладитесь потрясающей музыкой, прекрасной поэзией и невероятной актерской игрой! Заказывайте билеты уже сейчас, чтобы успеть занять лучшие места.

П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»

Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.

Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Герман тенор офицер, главный герой
Лиза сопрано внучка Графини
Томский баритон граф, друг Германа, внук Графини
Елецкий баритон князь, жених Лизы
Графиня меццо-сопрано восьмидесятилетняя старуха
Полина контральто подруга Лизы
Чекалинский тенор офицер
Сурин бас офицер
Маша сопрано горничная

Краткое содержание «Пиковой дамы»


Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.

Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.

Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.

А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.

Фото





Интересные факты

  • П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
  • Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
  • Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под управлением Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
  • В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
  • Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
  • В этом сочетании цифр - 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.


  • Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
  • Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
  • В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
  • Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.


  • Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
  • На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
  • К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
  • Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.

Популярные арии из оперы

Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать

Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать

Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать

Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать

История создания

Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.

Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.


Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.

История постановок


Через 12 дней после премьерного показа «Пиковая дама» с не меньшим успехом прошла в Киеве. А вот в Москве, в Большом театре, оперу увидели только в начале ноября 1891 года. После этого оперный шедевр Петра Ильича стал появляться в европейских и американских театральных сценах. Первой страной, которая показала оперу, стала Чехия – случилось это осенью 1892 года. Через четыре года «Пиковая дама» покорила и Венскую государственную оперу. В 1910 году спектакль поставили в Нью-Йорке. В Великобританию опера была привезена в 1915 году и поставлена в Лондоне.

Все эти спектакли, хоть и были показаны на разных языках, в целом были трактованы режиссерами-постановщиками в классическом ключе. Однако нашлись и те смельчаки, которые пытались вернуть сюжет к повести. Среди таковых можно назвать постановку 1935 года, руководил которой В. Мейерхольд. В этом варианте, показанном на сцене Малого оперного театра, было совсем другое либретто, иное место действия и отсутствовала любовная линия. Однако долго эта постановка на сцене не продержалась.

«Пиковая Дама » и на сегодняшний день остается одним из самых совершенных образцов своего жанра в мировой оперной классике. Благодаря своей невероятной глубине, захватывающему содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера уже более 120 лет живет на сценах мировых театров, раз за разом покоряя зрителей. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.

П.И. Чайковский «Пиковая дама»

Знаменитая опера Чайковского в формате иммерсивного спектакля. В Международный день театра, 27 марта, билеты на спектакль по специальной цене: стандартные - 5900 р. вместо 10000 р., билет в ложу - 25000 р. вместо 33000 р.

Классическая опера впервые предстает в иммерсивном формате - зрители полностью погружаются в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполняет живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия сопровождают танцоры балета и актеры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы стал Александр Пушкин.

Творческая команда во главе с режиссером Александром Легчаковым, хореографом Олегом Глушковым, дирижером Андреем Рейном, сценографом Полиной Бахтиной, композитором Николой Мельниковым, продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым и креативной лабораторией Troyka Multiart работала над постановкой два года.
«Премьера нашей «Пиковой дамы» состоялась в мировой оперной столице – Москве, это огромная честь для нас. Опера - сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, - рассказывает режиссер спектакля Александр Легчаков. - В нашей постановке зритель выходит на авансцену и оказывается на расстоянии вытянутой руки от героев».

Одним из главных источников вдохновения режиссер оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) - ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссер-новатор смело обошелся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актера В опере-променад на первый план также вышли темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества. В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов искусно переплетена с драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова - в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.

«У нас сложилась потрясающая творческая команда, - говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. - Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов». Одним из исполнителей партии Германна стал российский певец, музыкант, композитор Петр Налич. В 2015 году певец с отличием закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Академическое пение», класс профессора Валентины Левко. В оперном театре-студии Юрия Сперанского Налич исполнял партии Рудольфа в «Богеме» Джакомо Пуччини, Тамино в «Волшебной флейте» и Дона Базилио в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и Ленского в «Евгении Онегине». Музыку Петра Чайковского дополняют произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на iTunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.

«В новой «Пиковой даме» зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, - комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. - Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».

Отправить другу

Отзывы о «Пиковая дама»

«Пиковая дама» в иммерсивном формате это:
спектакль, в котором атмосфера мрачной таинственности охватывает вас с номерка в гардеробе;
не опера Чайковского ни по тексту, ни по эстетике, ни по звуку;
действо, в котором зритель проходит через обряд посвящения;
спектакль, переполненный масонской символикой;
спектакль, начало которого вызывает аллюзии с фильмом С. Кубрика «С широко закрытыми глазами»;
атмосфера, которую можно увидеть, услышать, почувствовать кожей, уловить ее запах, а кому повезет – и ощутить на кончике языка в пузырьках шампанского;
представление с многообещающим началом, интересной серединой и скомканным концом;
спектакль, в котором передает привет Панночка из гоголевского «Вия»;
постановка, где интересные идеи и мультимедийные находки соседствуют с оперными режиссерскими штампами;
спектакль, где хочется убрать невыносимо громкую подзвучку солистов;
театральное действо, где вы настолько близко находитесь к артистами, что можете уловить запах коньяка из бокала проходящего мимо персонажа;
спектакль, который хочется порекомендовать друзьям, но с одной оговоркой: если вас устраивает цена билетов;
спектакль, по окончании которого остается только догадываться, выдержали ли зрители-неофиты все испытания обряда посвящения, и что об этом может свидетельствовать? Уж не селфи ли в компании воскресших Графини, Лизы и вечно живого Томского?

1 октября 2017 года в Москве состоялась мировая премьера оперы-променад «Пиковая дама» . Классическая опера впервые предстаёт в иммерсивном формате – зрители полностью погружаются в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского .

Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета и актёры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин.

Творческая команда Altrulion во главе с режиссёрами Александром Легчаковым и Асей Чащинской , хореографом Олегом Глушковым , дирижёром Андреем Рейном , сценографом Полиной Бахтиной , композитором Николой Мельниковым , продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым работала над постановкой два года.

«Премьера нашей "Пиковой дамы" состоится в мировой оперной столице – Москве, это огромная честь для нас. Опера - сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, - рассказывает режиссёр спектакля Александр Легчаков. - В нашей постановке на авансцену выйдет зритель и окажется на расстоянии вытянутой руки от героев».

ОПЕРА

Opera переводится с итальянского как «дела, труды». Жанр появился в период Позднего Возрождения и развивается на протяжении 400 лет. Менялись языки (на помощь итальянскому пришли немецкий, французский, английский и русский), расширялась музыкальная партитура и усложнялось либретто. В XIX веке, благодаря операм Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе и Джакомо Пуччини, жанр оформился как сложный синтетический вид искусства, соединяющий музыку, литературу, театр, хореографию и живопись.

В XX веке ключевую роль в постановках стала играть фигура режиссёра. Вместе с композиторами Игорем Стравинским, Куртом Вайлем, Дмитрием Шостаковичем, Филипом Глассом, Сергеем Прокофьевым, Лучано Берио и Джоном Адамсом оперы ставили Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Сергей Эйзенштейн, Дэвид Хокни, Борис Покровский, Роберт Уилсон, Юрий Любимов и Робер Лепаж.

Жанровые рамки расширялись: стали популярны джазовые оперы («Порги и Бесс» Джоржа Гершвина), монооперы («Человеческий голос» Франсиса Пуленка и Жана Кокто), оперы- притчи («Блудный сын» Бенджамина Бриттена), рок-оперы («Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса) и даже sci-fi оперы («Муха» Говарда Шора).

В нашем веке опера остаётся успешным и живым жанром: ежегодно в мире даётся 23 тысячи музыкальных представлений 1280 композиторов, более половины из которых являются нашими современниками. За четыре столетия не изменилось одно - без огромной работы создание оперы по-прежнему невозможно.

ПРОМЕНАД

Иммерсивный театр, в котором зритель погружается в действие и свободно перемещается во время спектакля, начал активно развиваться в последние десятилетия. В России жанр стал популярным благодаря успеху променада «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, иммерсивного шоу «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и Мигеля, постановки «Чёрный русский» Максима Диденко и проекта Remote X команды Rimini Protokoll.

«Москва уже распробовала иммерсивные представления и готова к встрече с оперой в новом формате, - говорит продюсер «Пиковой дамы» Алексей Лысов. - Новейшее оборудование TROYKA Multispace окружит слушателя идеальным живым звуком, виртуальными декорациями и оптическими иллюзиями, а три этажа старинного особняка вместят в себя десятки локаций: игорный дом и зимний сад, бальный зал и будуар таинственной графини».

Особняк, в котором состоится мировая премьера оперы-променад, был построен по проекту архитектора Ивана Еготова. В XIX веке он считался одним из лучших дворянских гнёзд Москвы и принадлежал деду жены Пушкина - Натальи Гончаровой. Едва переступив порог дома, на фронтоне которого и сейчас можно увидеть герб Гончаровых - разделённый шпагой щит под дворянским шлемом - зрители отправятся в захватывающее двухчасовое путешествие по десяткам комнат, хранящих память о событиях, описанных в повести Александра Пушкина и увековеченных в опере Петра Чайковского.

«ПИКОВАЯ ДАМА»

В основу пушкинской повести легла таинственная история Натальи Голицыной, одной из самых влиятельных и богатых дам XIX века. Когда её внучатый племянник начисто проигрался в карты, он обратился к бабушке с мольбой о помощи. Вместо денег княгиня открыла ему секрет трёх карт, доверенный ей в молодости таинственным графом Сен- Жерменом, и племянник мгновенно отыгрался. Повесть Пушкина стала мгновенно популярна и автор, сам заядлый игрок, отметил у себя в дневнике: «Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза». «Пиковая дама» была переведена на французский Проспером Мериме и стала первым международным успехом русской литературы. Но подлинную всемирную славу сюжет обрёл после того, как за него взялся другой российский гений - Пётр Чайковский. Композитор и его брат Модест, автор либретто, серьёзно переработали канву произведения: перенесли действие в более раннюю эпоху и переписали финал истории. Произведение Чайковского, написанное за рекордные 44 дня, считается критиками вершиной творчества композитора и, наряду с «Евгением Онегиным», входит в топ-50 популярных опер мира. За сто двадцать семь лет, прошедших после премьеры, её сотни раз ставили на главных сценах мира: от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера.

Одним из главных источников вдохновения режиссёр оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) - ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссёр-новатор смело обошёлся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актёра. В опере-променад на первый план также выйдут темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества.

В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов будет искусно переплетена с драматической игрой актёров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова - в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.

«У нас сложилась потрясающая творческая команда, – говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. – Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов – имена некоторых из них мы огласим накануне премьеры, ждите сюрпризов».

Музыку Петра Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.

«В новой "Пиковой даме" зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, - комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. - Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».

THE QUEEN OF SPADES

В рамках четырёх месяцев показов оперы-променад в TROYKA Multispace будут проводиться закрытые клубные музыкальные вечера и лекции международных и российских экспертов в области современной классической музыки.

После мировой премьеры участники творческого объединения Altrulion думают об участии «Пиковой дамы» в международных театральных фестивалях и планируют осуществить прокат оперы в Европе.

«Нет сомнений, что новый формат, соединяющий классическую оперную постановку и иммерсивный жанр променада, будет востребован в мире, - говорит продюсер постановки Влад Давыдов. - На премьерные показы мы ждём представителей ведущих европейских театральных фестивалей и руководителей крупных продюсерских компаний».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Пушкин хорошо разбирался в теме азартных игр: однажды он проиграл 25 000 рублей, что чуть не расторгло его помолвку с Натальей Гончаровой.

2. Герои «Пиковой дамы» играют в старинную азартную игру «Фараон». Один из двух игроков (банкомёт) держит банк, а его соперник (понтёр) делает ставку и выбирает любую карту. Затем банкомёт начинает раскладывать колоду. Если задуманная карта ложится налево, то выигрывает понтёр, если направо - то банкомёт. Выигрыш зависит лишь от слепого случая – как в русской рулетке.

3. Дед Натальи Гончаровой был вынужден продать свою усадьбу на Яузском бульваре, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами, появившимися из-за огромного карточного проигрыша.

4. Автограф повести Пушкина не сохранился, подлиннику партитуры Чайковского повезло больше - он хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.

5. Когда в 2001 году французский хореограф Ролан Пети взялся за постановку балета «Пиковая дама», примы Большого театра отказывались танцевать Старую Графиню - боялись, что роль принесет несчастье. В итоге пару Николаю Цискаридзе составила бесстрашная Илзе Лиепа - этот дуэт был признан главным событием театрального сезона.

6. «Пиковая дама» была много раз экранизирована: наиболее известны немая версия Якова Протазанова, британская картина Торолда Дикинсона, телефильм Петра Фоменко и недавняя постановка Павла Лунгина, удостоенная двух наград национальной кинопремии «Золотой орёл».

7. В XVIII веке опера стала причиной войны. Поклонники итальянской оперы, считавших французский язык непригодным для жанра, развернули в Париже литературную дискуссию, прозванной «войной шутов», в которой приняли участие Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер и десятки других мыслителей Франции.

8. Термин «синтез искусств», или Gesamtkunstwerk, которым сейчас описывают большинство жанров современного искусства, от арт-перфомансов до видео-арта, появился благодаря Рихарду Вагнеру - именно в этом стиле он и создавал свои оперы.

9. В Великобритании очень популярны музыкальные променады, или Proms, во время которых зрители прогуливаются в театрах или парках под классическую музыку. В этом году лондонский фестиваль BBC Proms празднует 123-й сезон.

10. Негосударственные оперные театры в России были более прогрессивны, чем императорские: в частной опере Зимина впервые в России поставили «Кармен» Жоржа Бизе и «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского без цензуры, а «Чёрный квадрат» Казимира Малевича был частью декорации оперы футуристов «Победа над солнцем».

11. Опубликованная в газете «Правда» статья «Сумбур вместо музыки», направленная против оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», запустила волну пропагандистской кампании против искусства «формалистов». В 30-е годы прошлого века её жертвами стали прогрессивные художники, театральные режиссеры, скульпторы и архитекторы.

12. Работа над постановкой оперы-променад шла по «бродвейской системе»: после пяти закрытых пилотных показов, имевших успех у зрителей, команда проекта два года работала над полной версией спектакля.

13. В каждом представлении оперы-променад будет задействовано 70 исполнителей и два дирижёра: один управляет оркестром, второй – солистами, находящимися в разных помещениях особняка.

Категории билетов:


  • МАГИЧЕСКИЙ ( 6 900 руб.) Билет, таинственным образом влияющий на вашу судьбу. Поступает в ограниченном количестве по специальной цене.
  • КЛАССИЧЕСКИЙ ( 8 900 руб.) Классический билет стандартной категории.
  • Ложа Сен-Жермена ( 33 000 руб.) Обладатель билета становится привилегированным гостем таинственного Графа Сен-Жермена. Только 6 персон получат приглашение на личную встречу с Его Сиятельством в секретную ложу для тайной церемонии. Данная категория билета открывает доступ в VIP-бар с напитками, закусками и предоставляет особые места во время спектакля. Каждый гость ложи получит комплимент от Графа – чувственную бархатную повязку Пиковой Дамы.

Жанр променада подразумевает перемещение зрителей во время спектакля, в том числе по лестницам, не оборудованным перилами и пандусами.

Продолжительность: 1 час 50 минут