Саломея в живописи - калейдоскоп. Саломея в живописи Казнь на день рождения

Библейская история о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя, занимает одно из центральных мест в жанровой живописи, как и в искусстве в целом. Со временем Саломея стала ассоциироваться с образом фатальной, и в то же время притягательной женщины

Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея », Рихард Штраус создал по её мотивам , а Флоран Шмитт написал балет «Трагедия Саломеи », поставленный в своё время легендарным .

Но чаще все библейская Саломея появлялась в живописи художников разных эпох.

Нужно отметить, что в Новом Завете о Саломее сказано немного. Она была иудейской царевной, царицей Халкиды и Малой Армении, дочерью Иродиады и Ирода Боэта, а позже - падчерицей Ирода Антипы. Последний приходился ей дядей по отцу, и с ним же ей мать имела связь. Эту связь Иродиады и Ирода Антипы публично осуждал Иоанн Креститель, за что был посажен в тюрьму.

В это время Саломея танцевала на дне рождения Ирода Антипы, и её танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице исполнить любое её желание. Возможно под влиянием матери, но Саломея попросила Ирода Антипу принести ей голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна Крестителя обезглавили и принесли его голову Саломее на блюде.

Эта история больше похожа на легенду, ведь Иоанна Крестителя могли убить из политических мотивов. Также история с танцем и желанием Саломеи могла быть создана для отвода глаз, ведь существует мнение, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». Как бы там ни было, а образ роковой образ Саломеи навеки пленил умы художников.

Одним из первых упомянул Саломею в живописи итальянский художник Джотто, на картине «Пир у царя Ирода» 1320 года. За ним последовали другие художники эпохи Возрождения (Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт) и более поздние (Гюстав Моро, В. Суриков и другие).

Джотто. "Пир у царя Ирода". 1320

Практически на всех картинах Саломея - это красивая, изящная, молодая женщина. И её невинная красота очень контрастирует с присутствующей на многих полотнах головой Иоанна Крестителя.

Беноццо Гоццоли. "Танец Саломеи". 1461-1462

Себастьяно дель Приомбо. "Дочь Иродиады". 1510

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1515

Лукас Кранах Старший. "Пир Ирода". 1530

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". Ок. 1530

Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1605

В текстах Нового Завета Иродиада - жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Агриппы. Даже в то время это считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Тетрарх заточил его в темницу, но убить не решался - слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет в народе.


Георгий Курасов. Танец Саломеи.Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь, которая в апокрифических текстах носила имя Саломея, станцевать перед отчимом во время празднования его дня

рождения. Танец так понравился Ироду Антипе, что он поклялся выполнить любое желание приемной дочери. Когда же та, наученная матерью, попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, тетрарх вынужден был исполнить свою клятву, и пророк был обезглавлен.

Обратимся к евангельским текстам. В главе 14 от Матфея говорится следующее:

«В то время Ирод четверовластник услышал молву об Иисусе. И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.


Худ. Гюстав Моро.

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду;
Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, и она отнесла матери своей.

Иродиада и Саломея

Таков сюжет об Иродиаде и Иоанне Крестителе в канонических евангелиях. Теперь вспомним вкратце исторические обстоятельства, послужившие основой для этих сказаний. Для этого обратимся к книге З.
Косидовского «Сказания евангелистов»:



«Иоанн, именуемый авторами Нового завета, а также Иосифом Флавием Крестителем, большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году

царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н.э., он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанный кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение путем омовения в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство
божье на земле.

…Нет нужды пересказывать жуткую и мрачную в своей экзотической красоте историю его дальнейшей судьбы, описанную евангелистами Матфеем и Марком. Четверовластник Ирод заточил Иоанна в крепость за то, что тот обвинил его в кровосмешении: Ирод отнял у его брата жену Иродиаду и женился на ней. Разыгралась трагедия, послужившая впоследствии сюжетом для многих произведений музыки, живописи и литературы: пир Ирода, танец Саломеи, мстительность Иродиады, голова казненного Иоанна, принесенная на блюде в зал, где происхожил пир.

Истины ради следует отметить, что дочь Иродиады, своим танцем пленившая Ирода, в евангелиях никак не названа. Лишь внеевангельские источники сообщают, что ее
звали Саломеей. Мы бы не знали также место казни Иоанна, если бы Иосиф Флавий не сообщил нам, что это произошло в пограничной крепости Машерон.

Кстати, этот еврейский историк, в чьей правдивости мы не раз имели случай убедиться, иначе объясняет причины трагедии. По его мнению, Ирод просто испугался растущей популярности бывшего отшельника, который своими страстными, гневными проповедями снискал себе славу нового пророка, чуть ли не мессии. Об этой его популярности сообщает, в частности, также и Лука: «…все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (3:15).

Осаждавшие Иоанна истерические, доведенные до крайней степени экзальтации толпы простонародья, вызывали тревогу, не предвещали ничего хорошего. В любой момент могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вооруженной интервенцией римских когорт и кровавой расправой с одураченным населением. Мессианство Иоанна было также опасно для существующего порядка, как мессианство предшествовавших ему самозваных пророков и вождей народа. А среди угнетенных и ожидающих спасителя слоев еврейского населения царили такие настроения, что у Ирода были все основания опасаться Иоанна, и поэтому он решил устранить его. Впрочем, это отнюдь не исключает и чувства личной мести, вызванного резкой критикой со стороны дерзкого пришельца из пустыни.

Что же привлекло писателя Флобера в этой евангельской истории? Женщина. Конечно же, женщина. Не пророк, со своим фанатизмом - Флобер терпеть не мог церковников; не тетрарх, то есть не проблема власти; а положение восточной женщины в те далекие времена, ее психология, ее незащищенность даже будучи наверху иерархической лестницы. Обладая всем - она одинока, несчастна, уязвима и в любой момент может лишиться всего, в том числе и жизни. Иродиада глубоко несчастна. Флобера интересует в первую очередь то, как Иродиада решает вопрос о своей безопасности, какими средствами. Иродиада Франса - стерва. Иродиада Флобера - несчастная одинокая женщина, отвергнутая жена, интриганка и в то же время жертва. Собственно все женские персонажи Флобера - жертвы.

Страсть и властолюбие, тщеславие заставляют ее уйти от одного брата к другому, но вскоре она терпит фиаско. Семьи не получилось, и у нее тайная жизнь от мужа - воспитание дочери Саломеи для манипулирования в нужное время Иродом. Красивая дочь - как средство достижения
цели. Коварство, мстительность, гордыня… и страх. Страх потерять все. Исключительна ли эта ситуация? Нисколько. Это вечный сюжет в истории как Востока, так и Запада. Сплошь и рядом коронованные кузены или даже родные по крови вступают в кровосмесительные браки в угоду династическим или «государственным» интересам. Сплошь и рядом это кончается ненавистью, кровопролитием, предательством, и хорошо, если при этом не развязывается гражданская война.


Titian (1490-1576) - Salome con la testa del Battista

Союз Ирода и Иродиады приносит проблемы и рождает в них ненависть друг к другу. Но время работает в основном против женщины, она стареет и окончательно теряет интерес в глазах мужа. Может ли несколько постаревшая красавица смириться с утратой своего влияния на мужа-царя, на то, как власть ускользает из ее рук, а вскоре возможна и потеря жизни. Ей не из чего выбирать, любой выбор - поражение: заточение и ссылка в глухомань, нищета, забвение, смерть. Слабый человек - покорился бы судьбе, но Иродиада сильная духом женщина. Она борется. Борется доступными и испокон веков знакомыми на Востоке средствами - коварством, внешней покорностью.

Она побеждает с помощью Саломеи битву - голова Иоанна перед ней на блюде, и проигрывает войну - Ирод никогда не простит ей головы пророка. Усекновение головы Иоанна не решит ее проблем с мужем, недаром ни в одном источнике нет
сведений о том, как закончилась ее жизнь.

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще.

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала: "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.

Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462


"Salome" Gaston Bussiere (1862-1929)

***

Танец-обнажение появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479


Саломея. Бартоломео Венето

***

Сохранились монеты с её изображением, датируемые - гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II . После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского ; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

Саломея в живописи September 17th, 2013

По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипа очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

Караваджо. Саломея с головой Крестителя 1609 г.

САЛОМЕЯ. Часто картины с изображением Саломеи с головой Иоанна крестителя путают с другим мифологическим сюжетом-"Юдифь и Олоферн", о котором я писала в предыдущем посте. Путают их еще и потому, что мифологических персонажей одевали в костюмы по моде современников. Опять же и отрезаная голова присутствует. Но, если Юдифь сама отсекла голову Олоферну, то Иоанна обезглавили только по просьбе Саломеи.

В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).

Батистелло, Саломея, 1615

Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна",поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица - со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:" В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился."

Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли...

Rudolph Ernst Salome and the Tigers.

В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.
Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа.


Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.
Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде.

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.