Из чего делают гобелен. История возникновения гобеленов. Применение гобелена: как используют

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.


Когда красильщик Жиль Гобелен построил в предместье Парижа свою красильню, он ещё не знал, что тем самым вписал свою фамилию в мировую историю на многие годы. Шел ХVI век. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, на которой изготавливались ковровые изделия. В XVII веке фабрику купил в казну Людовик XIV и теперь она стала называться «Королевская гобеленовская мануфактура». Эта мануфактура существует и в настоящее время. Фамилия красильщика Жиля стала нарицательной.

А что же такое гобелен? Смотрим Википедию : «Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей». Брокгауз и Эфрон: «Гобелен - это тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Сами же мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.

Нельзя сказать, что история гобеленов началась в XVII веке, т.к. ещё при фараоне Тутмосе IX была известна техника изготовления ковров, в Древней Греции гобелены вешали на стены государственных зданий и даже у инков были изделия, подобные гобеленам. Но всё же расцвет шпалерного или гобеленового ткачества приходится на конец XIV-XVI века. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.

В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем. В наши дни шпалеры служат только как украшение, хотя некоторые из них повесить на стену практически невозможно. Вот, например, мастер-гобеленист из Белоруссии Александр Кищенко (1933-1997)сотворил самый большой в мире гобелен, который весил 300 кг и имел размер 19х14 метров. На его изготовление ушло 7 лет и 806 км нити. Ну и где такой гигант разместится? Стоит отметить, что огромную роль в изготовлении гобеленов играет ткач-мастер, т.к. техникой овладеть может любой, но не каждому удается сотворить шедевр, который будет радовать людей на протяжении многих лет. Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть сюжеты на мифологические и религиозные темы, портреты. Этюды для гобеленов стали заказывать известным художникам - Рафаэлю, Гойе. Сегодня гобелен снова становится модным и актуальным как жилых зданий, так и офисов.

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.

Историческая часть

История гобелена

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.