В чем состоит отличие человека от животного. Ключевые отличия человека от животных

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Вконтакте

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Говорят, что всё живое, что вас окружает – это всё живые существа. И человек – это одна из многих форм жизни на Земле, но она уникальная, поскольку только человек может делать осознанный выбор и формировать свою судьбу. Другие формы жизни находятся в неосознанном состоянии. Но если мы думаем, что только человек способен испытывать эмоции и чувственные наслаждения в полной мере, то это ошибочно, т.к. все живые существа получают чувственные удовольствия, и зачастую намного лучше и качественнее, чем это может делать человек.

Примеры того как животные наслаждаются лучше человека:

  • самые сладкие и длинные сны может видеть только медведь,
  • ни один человек не имеет зрение лучше, чем у птиц;
  • обоняние: у многих животных ощущение запаха просто удивительное, например, у собаки, которая просто понюхав вашу сумку сразу узнает, что в ней было;


Примеры чувственных наслаждений животных:

  • ни один человек не в состоянии есть столько, сколько ест корова: только слюны корова вырабатывает от 40 до 150 литров день (для сравнения, человек за сутки вырабатывает от 0,5 до 2,0 л слюны);
  • самые накачанные - это лошади, и для этого им не нужно постоянно ходить в тренажерный зал;
  • лучше всех и дольше всех сексом могут заниматься обезьяны и голуби: они могут делать это до нескольких десятков раз в день без особых последствий для своего организма, что не скажешь о человеке;
  • со скоростью бега гепарда могут соревноваться только некоторые спортивные машины.

И это далеко не полный список...

Отличие человека от животного

И обо всём этом говорят древнейшие писания: животные наслаждаются чувственной жизнью намного лучше и качественней, чем человек, причём, не прилагая к этому никаких усилий. Они с самого рождения получают такую милость Господа.

Единственное отличие человека от животного – это наличие сознания , т.е. способности к самосознанию и Богу. И если человек не использует этот уникальный дар, то уже в этой жизни у него проявляются характерные признаки животной жизни:

  • желание подольше спать,
  • чаще и больше кушать,
  • соперничать и подавлять окружающих, забывая о более эффективном способе общения – сотрудничестве и взаимопомощи,
  • сознание наполняется инстинктами, с огромным преобладанием инстинкта размножения и продолжения рода.

Это связано с тем, что вести осознанную жизнь, т.е. жизнь, наполненную желанием помогать другим и дарить счастье, намного сложнее, и требует немало усилий, тогда как животные желания легче, комфортнее и быстрее достигаются. Но это рушит основы человеческой жизни...

Видеоролик отличие человека от животного
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран

(28.2 Мб, контейнер AVI, формат DivX 4)

Таким образом, если человек не использует уникальность человеческой жизни по назначению, он будет постоянно разочарован и страдать. Именно это и является причиной того, что человек хочет:

  • больше спать, т.е. быть в неосознанном состоянии, иначе он страдает, а во сне тепло, приятно и комфортно;
  • желание подавлять и соперничать, поскольку считает всех врагами, которые мешают ему наслаждаться,
  • больше кушать и заниматься сексом: это физиологические действия, автоматически приносящие наслаждение, тогда как получить счастье от общения с другими людьми намного сложнее.

Но человек, начинающий жить желаниями животного , начинает ещё больше страдать, поскольку желания животных качественнее и легче достигаются в теле животного. В теле же человека много не поспишь, много не съешь, много сексуального удовольствия не получишь... А желания будут всё копиться и копиться, поскольку желания по свое природе безграничны. А безграничные желания без способности их реализовать приносят просто невыносимые муки... Именно это толкает человека на ещё большие глупости:

  • пьянство;
  • наркотики;
  • извращения;
  • садомазохизм и многое другое...

Человек начинает просто издеваться над своим телом, которое не может дать ему того, чего он хочет. Но всё это безрезультатно, поскольку человеческое тело способно реализовывать человеческие желания и немного животных желаний. Это всё равно что от легковой машины требовать выполнять работу трактора...

Продолжение в статье «Человек и чувства », или о том, чем следует занимать свои чувства с точки зрения Вед

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …

Если задаться вопросами, чем человек отличается от животного и какое место занимает он в природе, то следует сначала определить, в чём заключается их сходство.

По одной из многих теорий, Homo Sapiens происходит от животного. На примитивном уровне сходства человека с животными, определённо, имеются: скелет, функциональная система органов жизнедеятельности, наличие рефлексов и инстинктов.

В науке уже собрано большое количество информации, подтверждающих единство происхождения всех живых созданий на планете. Например, доказательством этого утверждения следует принять тот факт, что в строении присутствуют одинаковые элементы, которые выполняют схожие функции.

Много общего обнаружено между человеком и обезьяной. Дезоксирибонуклеиновая человека и макаки имеют более 65 % аналогичных генов. Более основательно ДНК человека сходится с шимпанзе - 93 %. У обезьян также различают группы крови и резус-фактор. Кстати, резус-фактор был первоначально обнаружен у обезьян породы резус, откуда и пошло это название.

Хорошо, схожесть всех представителей живого на Земле, включая человека, не оставляет вопросов. А вот чем человек отличается от животного?

В первую очередь отличной от животных является особая форма мышления, характерная исключительно для человека - это понятийное мышление. В его основе лежит логичность, связанность, осознание, конкретика. Таким образом, человек отличается от животного способностью к выстраиванию логических цепочек, сложных алгоритмов мышления.

Животные также могут осуществлять замысловатые действия, но такое поведение прослеживается лишь в проявлениях инстинктов, которые переходят по наследству вместе с генами от прародителей. Звери воспринимают ситуацию такой, какой она предстаёт, ведь способности к абстрагированию у них нет.

Человеку же близки такие понятия, как анализ, синтез, сравнение, что исходят из поставленной изначально цели.

Чем отличается человек от животного, по мнению великого ученого И.П. Павлова? Он считал, что ярко выраженной особенностью является наличие второй сигнальной системы, которая отвечает за и животного, и человека могут улавливать звуки, но только человек способен пользоваться речью. С помощью языка он сообщает другим людям о событиях прошлого, настоящего и будущего, тем самым передавая им социальный опыт. Человек даже может облекать в слова свою фантазию, что уж и вовсе недоступно другим живым существам.

Слова являются своего рода сигналом на внешний раздражитель. Наблюдения показывают, что именно вторая сигнальная система имеет способность совершенствоваться, причём лишь при общении человека с себе подобными.

Из этого следует вывод, что развитие речи носит социальный характер. Именно осознанное владение речью является тем основным, чем человек отличается от животного. Ведь благодаря языку каждый человек пользуется совокупностью знаний, полученных в практике общества на протяжении многих веков. Ему предоставляется возможность познать явления, с которыми он не сталкивался ранее.

Что же касается животных, то они получают знания и навыки лишь посредством личного опыта. Это также определяет главенствующее место человека в системе животного мира.

Однажды Эрих Фромм, отметил, что «Самосознание, воображение и разум давно уничтожили связь, свойственную животному обитанию. Появление данных категорий обратило человека в причуду, сплошную аномалию. Человек - это часть природы, но в то же время он обособлен. Человек - разумный. Сотворение разума обрекло его на постоянное стремление и новые решения. Жизнь человека динамична, она никогда не стоит на месте. Но в то же время он должен осознавать смысл существования - это именно то, чем человек отличается от животного».

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.