Обсуждение пороков общества в романе дубровский. Осуждение произвола и деспотизма в повести а. с. пушкина «дубровский. Отец и дочь

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» - роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, - очень разные люди. Андрей Гаврилович - честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное - отобрать у друга имение. Как же - тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает - он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство - любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна - отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально - выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

Заключение

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, являются абсолютно разными по типажу героями. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был ужасным человеком - он все же раскаялся в своем гнусном поступке. Но жизнь не дала ему шансов быть прощенным.

И Андрей, и Владимир Дубровские - очень честолюбивые, Их уважают крепостные, и они, свою очередь, ничем их не притесняют. Однако Пушкин учит нас всех: никакие обстоятельства не должны доводить до крайних мер. Дружба - нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, - говорил он, - о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: «сие священное чувство, коего благородный пламень» и проч. Тотность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат…»

Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть «Дубровский », в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу. В «Дубровском» среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью».

Троекуров - богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором. Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он «принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, « выказывал все пороки человека необразованного». Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: «..он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. «Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.

Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и «чернильное племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы. неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.

Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского - бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян. Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: «Теперь все ладно».

Тему крестьянских восстаний, начатую в повести «Дубровский», поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.

Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, - говорил он, - о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: «сие священное чувство, коего благородный пламень» и проч. Тотность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат…»

Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть «Дубровский », в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу. В «Дубровском» среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью».

Троекуров - богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором. Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он «принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, « выказывал все пороки человека необразованного». Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: «..он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. «Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.

Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и «чернильное племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы. неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.

Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского - бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян. Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: «Теперь все ладно».

Тему крестьянских восстаний, начатую в повести «Дубровский», поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.

    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» - произведе­ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото­рого незаконно было отнято имение. Проникшись со­страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис­торию,...

    Главный герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» - молодой барин, образ которого показан в развитии. Перед нашими глазами проходит целый ряд событий из жизни Владимира Дубровского, и постепенно мы узнаем о нем много нового. Знакомимся мы с Владимиром...

    В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег...

    Ответ на этот вопрос: Владимир отказался от мщения. Марья Кириловна для него безвозвратно потеряна. Место его пребывания обнаружено, стычки с солдатами стали учащаться, ранение мешало участвовать в боях. Владимир был вынужден скрыться. Дубровский...

  1. Новое!

Урок в 6 классе

Урок № 20.

».

Какие пороки имел Троекуров?

Дубровский?

Осваивают навык выразительного чтения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют цитатную характеристику героев.

6.Первичное закрепление

    Словесное рисование. Работа в группах.

1 гр.: Троекуров;

2 гр.: Владимир Дубровский.

Задание: дать словесную характеристику героям, подтверждая свои слова цитатами из текста.

В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.

Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.

Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

учащиеся работают в группе, составляют характеристику героев, используя цитаты текста

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Для чего Пушкин изображает дворян такими разными?”.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Составление синквейна «Троекуров» и «Дубровский».

Оценивание.

Выставление оценок.

Составляют синквейн. Ставят оценки, отвечают на вопрос.

Выставляют отметки в дневник

Учатся критично относиться к своей деятельности.

В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского — благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.

Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.

Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.

Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Кирила Петрович необразован. Отсюда — все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство — вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».

Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем.

Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский — положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров — отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».

И позже, когда между ним и Кирилой Петровичем произошла серьезная ссора, герой превыше всего ставил свое честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе.

По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это — лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны.

В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Ради своей прихоти, своей воли такие люди готовы сломать чужую судьбу и даже жизнь. Троекуров насильно выдает замуж свою дочь за старого, но очень богатого князя: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. — Папинька… папинька… — говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить — ее подняли и почти понесли в карету».

Почему же Пушкин рисует поражение Дубровского-старшего и торжество Троекурова? Андрей Гаврилович умирает, потеряв свою Кистеневку. Троекуров получает эту деревню в свои владения. Он осознает, что в своих владениях он бог и царь, и никто ему не указ.

Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они — огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский.

Таким образом, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме существования их в современной ему России.