Персонажи пьесы Недоросль (комедия Фонвизина). Характеристика главных героев «Недоросль Отношение фонвизина к персонажам пьесы недоросль

Современники Фонвизина высоко ценили "Недоросля", он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания.

Особенности жанра

По жанру это произведение - классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования "трех единств" (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа ("резонер", "злодей" и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло - а если мы вспомним "Недоросль", то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, "порок наказан", зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..." - и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым.. Да и с "единством действия" всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не "работают" на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии "Недоросль", речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина "Недоросль" стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от "злонравия", способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Система образов

Проведем анализ системы образов комедии "Недоросль", которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных "лагеря" - положительных и отрицательных героев. Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки - Кутейкина. С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой - не прочь, коль подвернется возможность, "урвать свой кусочек", за что и подвергается осмеянию. Или "мама Митрофана" Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием...

Образ Простаковой в комедии "Недоросль"

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню - госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами - деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить "сон в руку" Митрофана о том, как "матушка" колотит "батюшку"?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, - за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: "Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому"!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит "обучение" Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: "Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка"...

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что "мы свое возьмем" - и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из "рода Скотининых". Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось "предприятие", в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: "За людей приниматься?". Разительно "превращение" госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, "вскочив с коленей", с жаром обещает: "Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки". Сколько сладострастия в этом троекратном "теперь-то", и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: "Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…".

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам "Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?"? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее "любит"... До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе...

Образ Митрофана

Образ Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. "Недоросль", которому нравится быть "маленьким", который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд. Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется. Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о "людях"), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о "двери"), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него. Вероятно, когда он "послужит", он - если это будет выгодно - переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: "По мне, куда велят". Следовательно, образу Митрофана в комедии "Недоросль" также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только "злодеями".

Положительные образы

В создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж. Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин - это не живые люди, а выразители "определенного типа сознания", они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство.

Образ Стародума

Во времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии "Недоросль". Уже в самой "говорящей" фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление "века нынешнего веку минувшему": в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда "В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные" Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи - по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых.

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: "Тщетно звать врача к больным неисцельно"? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ "идеального чиновника".

Милон и Софья

История любви Милона и Софьи - это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне "скотининского" отношения к той же Софье ("Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку") она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный "плодовитости" отрицательных героев.

Значение комедии "Недоросль"

Пушкин называл Фонвизина "сатиры смелым властелином", и комедия "Недоросль", анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии "Недоросль" для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.

Комедия «Недоросль» была написана Д.И. Фонвизиным в 1782 году. Но, несмотря на 200 прошедших лет и социальные изменения, она продолжает ставиться в театрах, представляет интерес для зрителя и читателя. Комедия интересна яркими характерами, которые, как ни странно, еще встречаются в наше время. Основная проблема произведения – уровень образования молодых дворян.

Главные герои комедии «Недоросль»:

Простаков – типичный подкаблучник, не желающий думать своей головой. Все ведение хозяйства возложил на жену. Смирен, как теленок. Простаков в своем доме не имеет права голоса.

Г-жа Простакова – хитрая, расчетливая помещица. Разорила своих крестьян до последней нитки, и плачется, что взять больше нечего. Узнав, что Софья стала богатой наследницей, вознамерилась женить на Софье своего лоботряса. Грубая и скандальная. Никому от нее нет житья. Но хитрая и льстивая перед теми, от кого ждет выгоды. Способна на низкие поступки. Отрицает необходимость образования, что говорит о ее недалеком уме.

Митрофан – сын Простаковых, недоросль. Хитроват, умеет к матери подластиться. Безграмотный лентяй и лоботряс. Недорослями в те времена называли дворянских детей, не получивших письменного свидетельства от учителей о полученном образовании. Недоросли не допускались к государственной службе, им не давали т. н. венечных памятей - бумаг, позволявших вступление в брак.

Правдин – чиновник, посланный наместником принять в опеку имение и деревни Простаковых. Честный и порядочный чиновник.

Стародум – дядя Софьи. Человек прямолинейный, порядочный. В молодости участвовал в боях, служил при дворе, но видя, как некоторые готовы выслуживаться, строят интриги, чтобы подняться в глазах августейших особ, Стародум оставил службу при дворе, как он признается, «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». В своих разговорах выступает за образование молодых дворян.

Софья – племянница Стародума, скромная, образованная девушка. Любит Милона.

Милон – офицер, дворянин, любит Софью, пользуется уважением у сослуживцев.

Скотинин – помещик, обирает своих крестьян до последнего. Собирается жениться на Софье, но не девушку он любит, а свиней, которых выращивают крестьяне в Софьиных деревнях. Под стать ему и фамилия. Человек необразованный, грубый.

Кутейкин – обучает Митрофана словесности. Плут и мошенник.

Цыфиркин – обучает математике. Отказавшись от платы за обучение Митрофана, Цыфиркин повел себя как порядочный человек.

Вральман – немец, учитель французского языка. Многоговорящая фамилия. Ею Фонвизин старается подчеркнуть лживый характер немца, который, получая в год 300 рублей, и сам ничему не учит Митрофана, и другим мешает. Однажды Вральман случайно проговаривается, что был кучером в Петербурге. И действительно, его господином был когда-то Стародум. Уезжая от Простаковых, он взял немца снова в кучеры.

Еремеевна – крепостная Простаковых, няня Митрофана. К недорослю относится как к родному, готова вступиться за него. Все приказы Простаковой исполняет беспрекословно.

Почти все фамилии героев произведения так или иначе характеризуют своих владельцев:

  • Правдин олицетворяет собой честность;
  • Стародум – консервативный взгляд на жизнь;
  • Вральман – лживость.
  • Кутейкин – склонность к загулам и легкой жизни

Правда госпожа Простакова не так проста как ее туповатый муженек и недоросль Митрофан.

Простакова пыталась втихую выкрасть Софью, чтобы тайком обвенчать ее с Митрофаном. Но Софья подняла шум, и первым ей на помощь пришел Милон, вслед за ним – Стародум и Правдин. Простакова поняла, что жалоба Стародума и Софьи может плохо закончиться для нее, вымолила прощение. Как только Софья ее простила, стала угрожать своим людям. Тогда Правдин прочитал ей и ее мужу документ об опекунстве, фактически лишавший ее всякой власти над имением и крестьянами. В комедии Фонвизина красной нитью проходит мысль о величии и уме Государя императора.

Основные темы, идеи и образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Стоит произнести название комедии Фонвизина, чтобы в нашем воображении возник образ лодыря, неуча и маменькина сынка. Такой смысл, благодаря фонвизинскому Митрофану, приобрело самое слово “недоросль”, дотоле не заключавшее в себе ничего зазорного. “Недорослями” называли дворянских подростков, не достигших пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в “недорослях” был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской, отменявший обязательную до тех пор срочность службы и тем самым предоставлявший дворянам право служить или не служить, подтверждал введенное еще при Петре обязательное обучение и предписывал, “чтоб никто не дерзал без учения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом”. Простакова не только “мастерица толковать указы”: она умеет и обходить их, когда захочет. Следуя установленному порядку, она нанимает к Митрофанушке учителей, но намеревается растянуть срок его пребывания “в недорослях”. Она лелеет и такую мысль: “Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?” И, слыша подобные рассуждения, зритель убеждается в том, что при такой мамаше Митрофан Простаков не посрамит своей “фамилии”.

В образе Митрофана Фонвизин показывает живой результат простаковского толкования указа о вольности дворянской. И в качестве контраста этому лентяю, привыкшему бить баклуши да лазить на голубятню, он выводит положительные образы дворян, исполняющих свой общественный долг, то есть состоящих на государственной службе. В их образах олицетворены два вида службы: военная Милон) и гражданская Правдин).

Обязательное для недорослей обучение “пристойным благородному дворянству наукам” воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: “Не хочу учиться, хочу жениться” приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал “учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится”.

В основу сюжета “Недоросля”, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига. Однако она играет в комедии Фонвизина необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы. Любовную интригу Фонвизин всецело подчиняет задачам социальной сатиры. В психологическом отношении, как средство раскрытия внутренних переживаний героев, любовь Милона и Софьи его мало интересует: она нужна ему как удобный повод для изображения “злонравных” характеров людей, пытающихся из личных целей помешать их соединению.

Раскрытию идейной сущности ”Недоросля” служат прежде всего выведенные в комедии художественные образы.

Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим...

В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам “Недоросля” - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

Действующие лица пьесы отчетливо делятся на три группы. Первую группу составляют отрицательные персонажи: центром ее является Простакова. Группа положительных персонажей объединяется вокруг Стародума. Наконец, третья группа включает в себя действующих лиц комедии, стоящих вне собственно сюжетной интриги, но нужных автору для создания социально-бытового фона пьесы: Тришку, Еремеевну, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, слугу Простакова и камердинера Стародума.

Из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами. Объяснение слова “простак” или “простяк”, данное в “Словаре Академии Российской” (“малоумный, оплошливый”), как нельзя более соответствует образу самого Простакова. Но характер его жены отнюдь не покрывается таким определением. Не следует забывать, что она - урожденная Скотинина. Ее “простота” другого рода, такого, о котором говорится в пословице: “Простота хуже воровства”. Простакова непрочь прикинуться простодушной, но это никого не убеждает.

Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику. Таким образом, самая фамилия Цыфиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто “говорящими” именами Фонвизин пользуется и скрыто “говорящими”. Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает: “являющий свою мать”, то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья (“мудрость”), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей “мил он”, этот честный и благородный молодой офицер.

Если уже в самом перечне действующих лиц “Недоросля” содержатся намеки на характер или социальную принадлежность как отрицательных, так и положительных персонажей, то внешним приемам их обрисовки, каковыми являются имена и фамилии, вполне соответствует и внутренняя их сущность.

Характер Простакова определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: “При твоих глазах мои ничего не видят” На всем дальнейшем протяжении пьесы зритель убеждается в этом не раз. Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: “от робости запинаясь”. Эта “робость” или, как характеризует ее Правдин, “крайнее слабомыслие” и приводит к тому, что “бесчеловечие” Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, “без вины виноватым”.

Гораздо более сложными изобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер “презлой фурии” - госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. “... Все сцены, в которых является Простакова, - писал Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным”. В этих словах соединены воедино основные черты характера Простаковой. Но не само по себе невежество, которому Вяземский склонен приписывать причину всех зол, а разлагающее влияние крепостного права, порождающее, в частности, и это невежество, является их “мутным источником”.

В обрисовке характера Простаковой Фонвизин отступает прямолинейности и схематизма, свойственных классицизму. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою.

Простакова умеет притворяться. Обезумевшая в своем злобном порыве добраться “до рожи” Скотинина, вбегает она в третьем действии на сцену и наталкивается на приехавшего Стародума. В своем бешенстве Простакова не сразу соображает, кто перед нею. Когда же Стародум называет себя, она, “оробев и иструсясь”, начинает расточать ему льстивые приветствия.

Только одному человеческому чувству, казалось бы, остается доступной эта страшная женщина - любви к сыну, но прекрасное чувство материнской любви проявляется у нее в искаженном виде. Сама Простакова невольно разоблачает животную сущность своей любви к сыну.

Последнее действие "Недоросля" полностью оправдывает справедливость суждения Вяземского о характере Простаковой: “Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова”.

Основной положительный персонаж пьесы Стародум - в значительной мере выразитель мнений автора. Не только содержание, но и форма речей Стародума напоминают такие произведения Фонвизина, как “Рассуждение о непременных государственных законах”, “Опыт российского сословника” и “Несколько вопросов, могущих в умных и честных людях возбудить особливое внимание”. Свое единомыслие со Стародумом Фонвизин впоследствии подчеркнет тем, что назовет его именем журнал, предназначенный служит органом того же круга идей, которые нашли яркое выражение в "Недоросле".

Художественная выразительность персонажей "Недоросля" в значительной мере зависит от степени мастерства, с какой разработаны Фонвизиным их речевые особенности.

В языке отрицательных персонажей комедии Фонвизину удалось во всей жизненной неподдельности передать разговорную речь широчайших кругов поместного дворянства. Лоск “светскости” почти не коснулся этой Среды, если не считать редких проявлений его в речи Простаковой. Однако, говоря: “деликатное сложение”, она коверкает слова “арифметика” и “география”, превращая их в “арихметику” и “еоргафию”. Персонажи "Недоросля" сами творят пословицы и поговорки, отталкиваясь от уже существующих. Так, например, в противовес изречению, рожденному народным опытом и основанному на уверенности, что “ученье - свет”, Скотинин создает афоризм, продиктованный скотининским отношением к науке и гласящий, что “ученье - вздор”. По своему построению близко к поговорке выражение, которое произносит Митрофан, когда после столкновения с дядей его уговаривают садиться за урок: “с его кулаков да за часослов”. Все эти особенности языка Простаковых и Скотининых важны не столько для психологической, сколько для социально-бытовой их характеристики. Фонвизин верен действительности, когда он показывает, что разговорный язык средней помещичьей массы ближе к народной речи, чем к языку образованных представителей дворянства. Разница между языком Простаковой и языком Еремеевны, Тришки и даже Цыфиркина менее ощутима, чем грань, отделяющая его от языка Стародума или Правдина.

Языку положительных персонажей "Недоросля" также свойственны некоторые общие признаки: логическая закругленность и книжность фраз и, как естественное следствие этой книжности, наличие галлицизмов. Очень много их в языке Правдина: “радуюсь, сделав наше знакомство”, “не оставляю замечать”, “делает несчастье” и т.п. Правдину не уступает и Милон.

Следует отметить, что комедия "Недоросль" не была полностью свободна от условности и искусственности, неуклонно вытекающих из драматургических правил классицизма, которые для Фонвизина еще были обязательными. В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток. Подобная ограниченность во времени, придавая действию известную напряженность, заставляет Фонвизина строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей. Только что Простаков сообщает, что от Стародума вот уже несколько лет ни слуху, ни духу, как Софья приносит от него письмо. Неестественность подобных положений бесспорна. Неправдоподобно, например, что Стародум приезжает из Москвы через несколько минут после того, как Софья получает от него письмо; еще неправдоподобнее, что через несколько часов по приезде он уже читает письмо, присланное ему с нарочным от графа Честана. Однако эта неестественность частностей искупается большой естественностью целого, и это не только делает их условность сравнительно мало ощутимой, но и невольно заставляет искать им возможного объяснения.

Несмотря на внешнее соблюдение традиционных правил классической комедии, пьеса Фонвизина отражает общее для русской комедии того времени движение через “слезную драму” к реализму. Вся комедия Фонвизина вызывает не простой, веселый смех, а горький смех, внушающий раздумье. Именно такой смех всегда был присущ передовым деятелям русской литературы. Каждый из них мог бы применить к себе стих Кантемира: “Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу”. Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии.

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» показала положительные черты характера, которыми необходимо обладать каждому сознательному гражданину государства.

Таким характером в написанной пьесе Фонвизин наделил персонажа Стародума. Это герой с большим сердцем, честный, отзывчивый и милосердный персонаж. В комедии не найдётся каких-либо эпизодов, когда Стародум нелестно о ком-то выражается, ворует или обманывает. Наоборот, при нем всегда его спокойствие, уравновешенность. Стародум не бросает своих слов на ветер, даёт дельные советы, хорошо умозаключает и при этом имеет чувство юмора – смеётся и подшучивает.

Персонажи, которые обладают похожими чертами характера: Софья – племянница Стародума; Милон – военный, жених Софьи; Правдин – член городской управы. Все вместе они представляют собой пример законопослушного гражданина.

Обратной противоположностью этим персонажам автор показал семью мелких дворян Простаковых. Главой в этой семье является госпожа Простакова – жадная, грубая и лживая женщина. Фонвизин не зря называет её Фурией – богиней-мстительницей древних римлян. Она любит только одного человека – своего сына, Митрофана, который лентяй по своей натуре, он выделяется неграмотностью и некультурным поведением, не зря его имя означает «подобный матери».

Заводя речь об Простакове-старшем с легкостью можно утверждать, что жизнь его радует только тогда, когда на него не срывает злость его жена. В произведении хорошо заметно, что он всячески пытается ей угождать и не имеет своего собственного мнения. Ещё одним негативным персонажем является Скотинин – родной брат Простаковой. Для этого человека большую ценность имеют свинью, нежели люди. Он имеет намерение взять в жёны Софью, когда узнал что у неё богатое наследство.

Делая выводы, можно разделить персонажей этого произведения на две половинки – добро, в лице Стародума, Милона, Софьи и зло – которое представляют семейства Простаковых и Скотининых.

Несколько интересных сочинений

  • Герои повести Прощание с Матерой с характеристикой

    Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

  • Окружение Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» повествует нам об истории молодого офицера Григория Печорина – личности весьма противоречивой, однако, по мнению самого писателя, представляющего собой наиболее точный

  • Тема любви в творчестве Блока сочинение

    Любовь - это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

  • Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

  • Образ Петербурга в творчестве Пушкина (10 класс сочинение)

    Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

Денис Иванович Фонвизин всегда считал, что дворянство должно нести ответственность за положение в стране. Но он видел, что большинство из представителей этого сословия не справляются с этой ролью и даже не достойны её, так как они бесчеловечны, невежественны и совсем не думают о судьбе своей родины. В комедии «Недоросль» автор обличает дворян, недостойных носить это звание, а также пытается выяснить причины, которые так уродуют человеческую личность.

Образ госпожи Простаковой

Хозяйка дома, жена, мать, сестра – в каждой из этих социальных ролей, Простакова предстаёт перед читателем по-разному. Она может быть грубой, невежественной, самовластной, но для сына неизменно находит добрые слова и ласку. Когда читаешь пьесу, представляешь женщину в возрасте, пожилую, этакую старую злую старуху. Но так ли это? Митрофану, как мы знаем, всего шестнадцатый год, а так как в те времена существовала традиция ранних браков, то можно предположить, что госпоже Простаковой около тридцати лет! Почему же читатель воспринимает её старухой? Может потому, что другие герои пьесы её не любят, а некоторые боятся.
Простакова признаёт лишь право сильного, поэтому держит власть в своих руках. Она постоянно со всеми спорит, бранится и поучает. Может и поколотить. Простакова абсолютно невежественна, лучшим учителем для Митрофанушки она считает Вральмана, главным образом из-за того, что он не перетруждает сына, а так как она мало что понимает из речи немца, он ей внушает уважение. Она бы и вовсе не приглашала учителей, но нужно быть «не хуже других», а ещё приходится соблюдать, упомянутый ею, указ Петра I о дворянских детях. Указ устанавливал порядок, при котором каждый семилетний дворянский мальчик был обязан явиться в соответствующее место, где должен был рассказать самые простые сведения о себе и своих родителях. После чего недоросль, тогда так называли таких мальчиков, отправлялся домой. Во второй раз он туда являлся через пять лет, и к тому времени должен был уметь читать и писать. После этого экзамена мальчика отправляли на военную или гражданскую службу. Дома его могли оставить в том случае, если родители обязывались обучить сына ряду обговоренных наук. В пятнадцать лет мальчик вновь являлся на экзамен. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что Простакова хоть и «учит» сына, но внутренне убеждена в бесполезности и даже вредности этого мероприятия.

Образ Простакова

В комедии Простаков показан бесхарактерным, глупым и во всём подчиняющимся своей жене, человеком. Даже когда сама жена требовала от него мыслей, Простаков говорил, что думает так же, как и она. Простаков является отрицательным героем комедии. Под образом Простакова автор осмеивает глупость, трусость и бесхарактерность.

Образ Скотинина

Скотинин – является одним из главных героев комедии и, увы, тоже отрицательным. Это человек, который, не смотря ни на что, хочет добиться своей корыстной цели. Цель Скотинина – жениться на Софье. Но не из-за любви к ней и не из-за деревень, которые принадлежат Софье, а из-за свиней, которые водятся в этих деревнях. Скотинин показан в комедии человеком жестоким. Он отбирает у своих крестьян всё, что они имеют, чтобы уплатить свой оброк. Из произведения видно, что Фонвизин относится с неприязнью к таким людям, как Скотинин.

Образ Митрофанушки

Митрофанушка – мальчик шестнадцати лет, невежественный и непоседливый не по годам. Он изнежен и избалован матерью и нянькою. Он совершенно не приспособлен делать что-то самостоятельно. Он любит поесть и поспать, но не хочет работать. Митрофан – копия своей матери. Он грубый, жестокий, признаёт лишь право сильного. Он — неблагодарный сын, пока мать держит власть, он с ней, как только она эту власть утрачивает, сын отворачивается от матери в трудную минуту, предаёт её. Митрофан хоть и невежда, но далеко не дурачок. Когда нужно он умеет подсластиться к матери, на экзамене он не молчит, изворачивается, хотя предметов не знает, тут нельзя отказать ему в сообразительности. Матери же он подражает только потому, что понимает, так будет выгоднее и удобнее для него. Митрофан – законченный эгоист, он пренебрегает чувствами других людей, не умеет любить, сочувствовать, сопереживать.