«Кактусная» хореография – это интересно. Хореограф александр экман о современном балете и социальных сетях Александр экман лебединое озеро

Шведский хореограф Александр Экман начал свой путь в балетное искусство в десятилетнем возрасте в качестве ученика школы Шведского королевского балета. Завершив обучение, он становится танцовщиком в Королевской Опере в Стокгольме, затем в течение трех лет выступает в составе труппы Nederlands Dans Theater. Как танцовщик он работал с такими хореографами, как , Начо Дуато, . Переломным в его творческой судьбе становится 2005 г.: будучи танцовщиком труппы Cullberg Ballet, он впервые проявляет себя в качестве хореографа, представляя в Ганновере на Международном хореографическом конкурсе первую часть своей балетной трилогии «Сестры» – постановку «Сестры, прядущие лен». На этом конкурсе он занял второе место, а также удостоился приза критики. С этого времени Экман, завершив карьеру танцовщика, полностью посвящает себя балетмейстерской деятельности.

Наряду с Cullberg Ballet он сотрудничает с Балетом Гетеборга, Королевским балетом Фландрии, Норвежским национальным балетом, Балетом Рейна, Балетом Берна и многими другими труппами. Хотя карьеру свою он начинал в качестве классического танцовщика, как балетмейстер он отдал предпочтение современному танцу с его свободой, не скованной какими-либо правилами и устоявшимися традициями. Именно в таком стиле балетмейстер почувствовал возможность достичь главной цели, которую он всегда ставит перед собой, создавая ту или иную постановку – «что-то сказать» зрителю, «нечто изменить в людях, даже образ чувств». Главный вопрос, который задает себе хореограф перед началом работы над любой постановкой – «Зачем она нужна?» Именно такой подход, по мнению Экмана, уместен в искусстве, а не стремление к славе. «Я предпочел бы работать пусть с менее талантливым, но жадным до работы танцовщиком, чем с пресыщенной звездой», – утверждает Экман.

«Мастеря балет» (именно так Александр Экман называет свою работу), хореограф в стремлении «изменить образ чувств» публики всегда создает нечто неожиданное – даже музыка к некоторым постановкам написана им самим. Постановки Экмана всегда необычны, и потому привлекают внимание всего мира – например, балет «Кактусы» представлялся на восемнадцати сценах. Особенно неожиданным решением кажется использование музыки , – и на этой основе выстраивается остроумная постановка, воплощающая слегка ироничный взгляд на современный танец. Не меньшую известность получил его первый многоактный балет – «Триптих Экмана – обучение увеселению».

Но, хотя Экман сделал выбор в пользу современного танца, это не означает, что он совершенно не обращает взор в сторону классических традиций. Так, получив в 2010 г. предложение создать постановку для Шведского королевского балета, он представил в 2012 г. балет «Тюль», являющий собой своеобразное «размышление» на темы классического балета.

Но даже если Александр Экман обращается к популярным шедеврам прошлого, он дает им принципиально новую интерпретацию – таково «Озеро лебедей», новаторская трактовка «Лебединого озера», представленная хореографом в 2014 г. Артистам Норвежского балета пришлось нелегко, ведь они танцевали… на воде, хореограф создал на сцене настоящее «озеро», залив ее водой, для этого потребовалась не одна тысяча литров воды (по признанию хореографа, эта идея родилась у него во время пребывания в ванной комнате). Но не только в этом заключалось своеобразие постановки: балетмейстер отказывается от изложения сюжета, главные действующие лица – не принц Зигфрид и Одетта, а Наблюдатель и два Лебедя – Белый и Черный, столкновение которых становится кульминацией спектакля. Наряду с чисто танцевальными движениями в спектакле присутствуют и такие мотивы, какие были бы уместны в фигурном катании или даже в цирковом представлении.

В 2015 г. «Озеро лебедей» было номинировано на премию Benois de la Dance, и Александр Экман не был бы самим собой, если бы не удивил публику на концерте номинантов. Несмотря на то, что он уже достаточно давно не выступал как танцовщик, хореограф сам вышел на сцену и исполнил специально придуманный им для этого концерта юмористический номер «О чем я думаю в Большом театре». Лаконичный номер захватил публику не виртуозностью, а разнообразием эмоций – радость, неуверенность, страх, счастье – и, конечно, не обошлось без намека на творение балетмейстера: Экман вылил на сцену стакан воды. В 2016 г. на эту премию было номинировано другое творение балетмейстера – «Сон в летнюю ночь».

Творчество Александра Экмана многолико. Не ограничиваясь балетом в его традиционном воплощении, хореограф создает инсталляции с участием артистов балета для шведского Музея современного искусства. С 2011 г. балетмейстер преподает в Джульярдской школе в Нью-Йорке.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Снова Лоран Илер устраивает Вечер одноактных балетов, снова изучающим хореографию 20 века идти в МАМТ. За два похода теперь можно охватить семь хореографов – сначала Лифарь, Килиан и Форсайт (), а потом Баланчин, Тейлор, Гарнье и Экман (премьера 25 ноября). «Серенада» (1935), «Ореол» (1962), «Онис» (1979) и «Тюль» (2012) соответственно. Неоклассика, американский модерн, французский эскапизм от неоклассики и Экман.

Труппа Музыкального театра впервые танцует Баланчина, а Тейлора и Экмана еще ни разу не ставили в России. По мнению худрука театра, солистам надо давать возможность проявлять себя, а кордебалету – поработать.

«Я хотел дать возможность молодежи проявить себя. Мы не приглашаем артистов со стороны - это мой принцип. Я считаю, что в труппе потрясающие солисты, которые работают с огромным аппетитом и раскрываются в новом репертуаре с совершенно неожиданной стороны. (Про «Онис»)

Великая хореография, прекрасная музыка, двадцать женщин - зачем отказываться от такой возможности? К тому же, подготовив два состава, можно занять большинство женщин труппы. (про «Серенаду»)» из интервью для «Коммерсант».


Фото: Светлана Аввакум

Баланчин создавал «Серенаду» для взрослых учеников своей балетной школы в Америке. «Я просто учил моих студентов и сделал балет, где не видно, как плохо они танцуют ». Он отрицал и романтические трактовки балета и скрытый сюжет и говорил, что за основу брал урок в своей школе – то кто-то опоздает, то упадет. Нужно было занять 17 учениц, так что рисунок получился несимметричный, постоянно меняющийся, переплетающийся – часто девушки берутся за руки и заплетаются. Невысокие легкие прыжки, семенящие перебежки, голубые полупрозрачные шопенки, которые танцовщицы задевают нарочно рукой – все воздушно-зефирно. Не считая одной из четырех частей серенады Чайковского «финал на русскую тему», где танцовщицы чуть ли не пускаются в пляс, но тут же народный танец вуалируется классикой.

Фото: Светлана Аввакум

После неоклассики Баланчина на контрасте смотрится модерн Пола Тейлора, который хоть и танцевал у первого в «Эпизодах», но работал в труппе Марты Грэм. «Ореол» на музыку Гендаля просто учебник по движениям модерна: здесь и V-образные руки, и мысок на себя, и джазовая подготовительная позиция, и пассе в шестой от бедра. От классики тут тоже что-то осталось, но все танцуют босиком. Такой уже антиквариат смотрится скорее как в музее, однако российская публика восприняла это даже слишком восторженно.


«Ореол» Пол Тейлор Фото: Светлана Аввакум

Также как и «Онис» Жака Гарнье, который в свое время бежал от академизма и сюжетности, делая акцент на самом танце и человеческом теле. Два аккордеониста в углу сцены, три танцовщика лежат. Потягиваются, раскачиваются, встают и пускаются в залихватский пляс с вращениями и притоптываниями-прихлопываниями. Здесь и фольклор, и Элвин Эйли, технике которого Гарнье обучался в США (как и технике Каннингема). В 1972 году вместе с Брижит Лефевр он покинул Парижскую оперу и создал «Театр Тишины», где не только экспериментировал, но и вел образовательную деятельность и один из первых во Франции включил в репертуар работы американских хореографов. Теперь Лефевр приехала в Москву для репетиции хореографии Гарнье, которая очевидно пришлась по вкусу русским танцовщикам, а сама Лефевр даже открыла для себя новые нюансы этой хореографии благодаря им.


«Онис» Жак Гарнье Фото: Светлана Аввакум

Но главной премьерой вечера стал балет “Тюль” шведа Александра Экмана. В 2010 Шведский королевский балет пригласил его сделать постановку. Экман подошёл к этому делу философски и с иронией (в прочем, как и к другим своим творениям). “Тюль” это размышления на тему “что такое классический балет”. С пытливостью ребенка он задаёт вопросы: что такое балет, откуда он появился, зачем он нам нужен и почему он так привлекает.

Мне нравится балетная пачка, она так торчит во все стороны”, “балет это просто цирк” – говорят неизвестные в самом начале, пока танцовщики разминаются на сцене. Экман словно с лупой рассматривает понятие «балет», также как и на видеопроекции на сцене объектив камеры скользит по балетной пачке — в кадре только сетка, вблизи все выглядит иначе.


«Тюль» Александр Экман Фото: Светлана Аввакум

Так что такое балет?

Это муштра, под счёт — на сцене балерины синхронно делают экзерсисы, в динамиках громкий топот их пуант и сбивчивое дыхание.

Это пять позиций, неизменных — на сцене появляются туристы с фотоаппаратами, они словно в музее щёлкают танцовщиц.

Это любовь и ненависть — балерины рассказывают о своих мечтах и страхах, боли и эйфории на сцене — “я люблю и ненавижу свои пуанты ”.

Это цирк — пара в арлекиновых костюмах (у балерины на голове перья как у лошадей) исполняет сложные трюки под улюлюканье и крики остальных танцовщиков.

Это власть над зрителем — американский композитор Михаэль Карлссон сделал электронную обработку “Лебединого” с агрессивными битами, танцовщики с хладнокровным величием исполняют обрывки цитат из балета-символа балета, и зрителя прибивает как бетонной плитой этой мощной эстетикой.

“Тюль” это лёгкая препарация балета, ироничная и с любовью, это когда немому искусству дают право голоса, и оно рассуждает, самоиронизирует, но уверенно заявляет о своём величии.

Текст: Нина Кудякова

Александр Экман. Фото – Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Хореограф Александр Экман о современном балете и социальных сетях.

В репертуаре Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко появился «Тюль» - первый в России балет Александра Экмана, 34-летнего шведа, самого плодовитого, востребованного и талантливого хореографа своего поколения, наставившего по всему миру уже 45 балетов, последний из них - в Парижской опере.

— У вас редкий дар ставить бессюжетные комические балеты: в «Тюле», например, смешны не персонажи и их взаимоотношения, а сами сочетания классических движений и особенности их исполнения. По-вашему, классический балет устарел?

— Я обожаю классический балет, он великолепен. И все же это просто танец, тут должно быть весело, должна быть игра. Я не коверкаю классические движения, просто показываю их немного в другом ракурсе - получается легкий такой абсурд. И может возникнуть недопонимание, особенно со стороны артистов: работать как в драме для них не очень привычно. Я всегда говорю им: «Не надо комиковать. Не вы должны быть смешны, а ситуации».

— Значит, театр для вас все-таки важнее балета?

— Театр - это пространство, где две тысячи человек могут ощутить связь друг с другом, испытать одни и те же чувства, а потом обсуждать их: «Ты это видел? Клево, а?» Такое человеческое единение - самое прекрасное, что есть в театре.

— Вы вводите в свои балеты речь - реплики, монологи, диалоги. Думаете, зрители не поймут без слов вашего замысла?

— Мне просто кажется, что так веселее. Мне нравится преподносить сюрпризы, неожиданности, удивлять зрителей. Считайте, что речь - моя фирменная фишка.


Одноактные балеты Национального театра танца Мадрида

14.07.11.

Н ачну с неприятного, но легко описываемого.

"Flockwork" 14.07.11.
Я честно аплодировала после опуса Экмана.
Разумеется, не творению, а артистам, вынужденным мучится с этим уродством. Они, бедняги, работали, старались, практически себя истязали этой гадостью. Как им наверное, противно было!

Зал, собравшийся, понятное дело, ради Дуато, тоже довольно дружно поаплодировал. Что, по-моему, было благодарностью за самоотверженный труд танцовщикам, полюбившимся за два предыдущих балета.
А на самом деле публика, как мне показалось, была настроена весьма скептически. Когда вышел артист -"хохотун" и попытался спровоцировать зал на смех, кое-то слегка похихикал, а потом где-то рядом с моей ложей прозвучала реплика:" Не дождешься..." (практически "No pasaran!"), тут-то засмеялись все, кто расслышал:)))

Явственно бросалось в глаза сходство экмановского творения с прельжокажовским "Творением": там стирка флагов, тут мытье из бочек, там ездили стены, тут - столы, полная серость костюмов и антуража тут и там. И в заключение, только я подумала:"Хорошо хоть тут обнаженки нет", - и буквально через три минуты на задник начали проецировать слайды с изображением до пояса обнаженных артистов обоего пола. Одновременно при этом живые артисты продолжали танцевать (если это можно так назвать) непонятно зачем. Тут приходилось либо на видео голых грудей пялиться, либо высматривать танцовщиков. В общем, Экману совершенно наплевать на труд артистов, не говоря уж об их потенциале.
Совсем этому "молодому, подающему надежды" горе-хореографу сказать нечего, вот и убивает полчаса как может. А фантазии-то ни на что не хватает.

А уж рядышком с балетами Дуато "тяп-ляп" Экмана выглядит еще бОльшим ничтожеством.
Сколь прекрасен Дуато, столь же жалок и отталкивающ Экман. Программа, возможно, специально составлена по принципу "почувствуйте разницу": где гений - а где человек, жаждущий быть хореографом безо всяких на то оснований.
(Может и впрямь экс-помощник Дуато, управляющий сейчас труппой и покидющий ее сразу после прихода Мартинеза к власти, неспроста устроил такие "показательные выступления"?)

Насладилась я лишь в паре полуминутных эпизодов, когда начинались активные, пусть и простенькие, танцы - глаз от пластичных испанцев было на оторвать! Остальные 24 минуты они ползали, бегали трусцой, разговаривали, двигали мебель, мылись, делано покатывались от смеха.
Т.ч. я не могла им не поаплодировать: артисты - люди подневольные. Они-то не виноваты, что потеряли Дуато - и получили Экмана.

Сегодня я повторила поход. Для души.
На Экмана, естественно, не осталась.
Т.ч. пришлось бедному чудесному Национальному театру танца Испании обойтись без моих аплодисментов в финале программы.

Программы названы именами хореографов. Следом за первой - ​«Лифарь. Килиан. Форсайт» - ​показали данс-квартет: «Баланчин. Тейлор. Гарнье. Экман». В сумме - ​семь имен и семь балетов. Идеи настойчивого француза, экс-этуали Парижской оперы, считываются легко. Илер не торопится вести вверенный ему коллектив по исторически сложившемуся пути многоактных сюжетных полотен, предпочитает им серпантин одноактовок разных стилей (запланированы еще две программы подобного формата). Труппа, в недалеком прошлом пережившая уход почти трех десятков молодых артистов, рекордно быстро оправилась и достойно выглядит в премьерных опусах. Прогресс особенно заметен, если учесть, что Илер пока не открывает ворот театра «приглашенным» артистам и старательно пестует собственную команду.

Первым в премьере стала «Серенада» Джорджа Баланчина, которого «станиславцы» никогда ранее не танцевали. С этой романтической элегии на музыку Чайковского начинается американский период великого хореографа, открывшего в начале 1934 года балетную школу в Новом Свете. Для своих первых учениц, еще некрепко освоивших грамматику танца, но мечтавших о классике, Баланчин и поставил русскую по духу «Серенаду». Хрустальную, эфирную, невесомую. Артисты Музтеатра ведут спектакль так же, как первые исполнительницы. Будто осторожно прикасаются к хрупкому сокровищу - ​им тоже недостает внутренней подвижности, на чем настаивал хореограф, но наглядно желание постичь новое. Покорность и пиетет перед поэтическим творением, впрочем, предпочтительнее бодрости и отваги, с какими танцуют «Серенаду» уверенные в своем мастерстве труппы. Женский кордебалет - ​главное действующее лицо опуса - ​оживает в грезах бессонной ночи, когда та уже отступает перед утренней зарей. В бессюжетной настроенческой композиции прекрасно смотрятся Эрика Микиртичева, Оксана Кардаш, Наталья Сомова, как и пригрезившиеся их безымянным героиням «принцы» Иван Михалев и Сергей Мануйлов.

Три другие премьерные постановки москвичам незнакомы. «Ореол» - ​солнечный, жизнеутверждающий жест Пола Тейлора - ​хореографа-модерниста, рассуждающего о природе движения. Динамичный эффектный танец все время трансформируется, напоминает о независимом нраве, ломает привычные позы и прыжки, руки то заплетаются, как ветви, то вскидываются, как у гимнастов, соскакивающих со спортивных снарядов. Хореографию, воспринимавшуюся полвека назад новаторской, спасают драйв и юмор, молниеносное переключение с серьезных сентенций на иронические эскапады. Босоногие Наталья Сомова, Анастасия Першенкова и Елена Соломянко, одетые в белые платьица, демонстрируют вкус к изящным контрастам композиции. За медленную часть отвечает Георги Смилевски - ​гордость театра и его выдающийся премьер, умеющий внести в соло драматическое напряжение, стильность и праздничную красоту. Дмитрий Соболевский виртуозен, бесстрашен и эмоционален. К удивлению, церемониальная музыка Генделя легко «принимается» фантазиями Тейлора, разворачивающего на сцене настоящий танцевальный марафон. Оба спектакля, воссоздающие разные стили американской хореографии, идут в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением талантливого маэстро Антона Гришанина.

После Чайковского и Генделя - ​фонограмма и дуэт аккордеонистов Кристиана Паше и Жерара Баратона, «аккомпанирующих» 12-минутной миниатюре французского хореографа Жака Гарнье «Онис». Спектакль на музыку Мориса Паше репетировала экс-директор балетной труппы Парижской оперы и единомышленница Лорана Илера Брижит Лефевр. В «Театре Тишины», основанном ею вместе с Жаком Гарнье, в череде экспериментов с современной хореографией сорок лет назад состоялся первый показ «Ониса». Хореограф посвятил его своему брату и сам исполнил. Позже переработал композицию на трех солистов, чей танец в нынешнем изложении напоминает терпкое домашнее вино, слегка ударяющее в голову. Парни, связанные если не родством, то крепкой дружбой, задорно и без всякого нытья рассказывают о том, как росли, влюблялись, женились, нянчили детей, работали, веселились. Незамысловатое действие под незатейливые переборы самородков-«гармонистов», что звучат обычно на деревенских праздниках, происходит в Онисе - ​небольшой провинции Франции. Евгений Жуков, Георги Смилевски-младший, Иннокентий Юлдашев по-юношески непосредственны и с азартом исполняют, по сути, эстрадный номер, сдобренный фольклорным колоритом.

Швед Александр Экман слывет шутником и мастером курьезов. На фестивале «Бенуа де ла данс» для своего «Озера лебедей» он хотел установить на сцене главного российского театра бассейн с шестью тысячами литров воды и запустить туда танцующих артистов. Получил отказ и сымпровизировал забавное соло со стаканом воды, назвав его «О чем я думаю в Большом театре». Россыпью эксцентричных находок запомнился и его «Кактус».

В «Тюле» Экман препарирует не танец, а саму театральную жизнь. Показывает ее потную изнанку, ритуальную основу, иронизирует над амбициями и штампами исполнителей. Надсмотрщица в черном у Анастасии Першенковой вихляющей походкой на пуантах, с которых ее завтруппой героически не спускается, косит под кокетливую модельную диву. Артисты сосредоточенно отрабатывают глупости наивной пантомимы, вновь и вновь повторяют надоевшие па экзерсиса. Впадает в отчаяние уставший кордебалет - ​изможденные артисты теряют синхронность, перегибаются пополам, топают ногами, тяжело и полной ступней шлепают по сцене. Как тут поверить, что они недавно скользили на кончиках пальцев.

А Экман не перестает удивлять эклектикой, выводя на сцену то пару из придворного балета «короля-солнца» Людовика XIV, то пытливых туристов с фотоаппаратами. На фоне массового сумасшествия, охватившего сцену, «скачет» вверх и вниз оркестровая яма, меняются экранные изображения неизвестных глаз и лиц, несется вскачь бегущая строка перевода. Партитура, составленная Микаэлем Карлссоном из шлягерных танцевальных ритмов, треска и шума, цокота пуантов и хлопков, счета в репетиционном зале и мычания кордебалета, отрабатывающего лебединую поступь, кружит голову. Чрезмерность вредит стройности юмористического сюжета, страдает вкус. Хорошо, что в этой массовой хореографической забаве не теряются артисты. Все купаются в стихии шутливой игры, радостно и любовно высмеивая сумасшедший мир закулисья. Лучшая сцена «Тюля» - ​гротесковое цирковое па-де-де. Оксана Кардаш и Дмитрий Соболевский в клоунском прикиде от души веселятся над трюками в окружении коллег, отсчитывающих количество фуэте и пируэтов. Прямо как в фильме «Большой» Валерия Тодоровского.

Музтеатр, всегда открытый экспериментам, запросто осваивает незнакомые просторы мировой хореографии. Цель - ​показать, как развивался танец и как изменялись профессиональные и зрительские предпочтения, - ​достигнута. Спектакли к тому же расположены в строгой хронологии: 1935-й - ​«Серенада», 1962-й - ​«Ореол», 1979-й - ​«Онис», 2012-й - ​«Тюль». Итого - ​без малого восемь десятилетий. Картина выходит любопытной: от классического шедевра Баланчина, через изощренный модернизм Пола Тейлора и фольклорную стилизацию Жака Гарнье - ​к катавасии Александра Экмана.

Фото на анонсе: Светлана Аввакум