Русские народные музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты разных народов презентация к уроку по мхк (8 класс) на тему Знакомство с видами музыкальных инструментов народов мира

Не зря называет себя другом музыканта крупнейший американский интернет-магазин MusiciansFriend.com. Он предлагает непревзойденный выбор музыкальных инструментов и оборудования, включая гитары, усилители, клавиатуры и MIDI, барабаны и перкуссии, DJ-оборудование, микрофоны, фолк-инструменты, аксессуары, и многое другое. Здесь действительно можно найти все, что нужно музыканту. И можно даже заблудиться во всем этом разнообразии. Ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты народов мира в нашем сегодняшнем обзоре для всех, кто дружит с музыкой.

Оглавление:

Ударные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты различаются способом звукоизвлечения. Так, ударные музыкальные инструменты - значит, звук из них извлекается ударом (или постукиванием) молоточков, колотушек или палочек по какому-либо звучащему предмету. Их сложно даже все перечислить, так как это самое многочисленное семейство. Среди ударных музыкальных инструментов можно выделить как всем известные барабаны, бубны и колокольчики, так и не очень популярные кастаньеты, вибрафоны, била, тамбурин или же ковбелл.

Интересно, что именно ударные музыкальные инструменты сопровождают обрядовые праздники некоторых племенных народов мира. Обычно музыка подобного плана нужна, чтобы ввести слушателей в трансовое состояние перед какими-либо ритуальными мероприятиями.


Духовые музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты издают музыкальные звуки за счет колебания заключенного в них воздуха. Они известны человеку с давних времен. Это подтверждают многочисленные раскопки археологов. Сначала музыканты использовали для своего творчества разнообразные флейты и свирели, с развитием культуры в их руках появились валторна, корнет и альт, тромбон и труба. Кстати, труба в древности использовалась в качестве сигнала. Оповещала о появлении незваных гостей.

Интересно также, что современный симфонический оркестр почти на треть состоит из духовых ударных инструментов. Они вообще незаменимы. Многие музыкальные инструменты народов мира известны далеко за пределами своей родины. Это, например, русская жалейка, украинская сопилка, китайская панфлейта Пайсяо или молдавский флуер.

Струнные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты появились благодаря случайности. Кто-то обратил внимание на звук, который появляется при натягивании тетивы охотничьего лука. В результате экспериментов сначала появилась древнегреческая кифара. Затем тетиву поменяли на полый короб и тут уж мастера разгулялись по полной. В результате появилось целое семейство струнных музыкальных инструментов, звук у которых появляется благодаря колебанию натянутых струн. Вот в чем главное сходство между такими разными музыкальными инструментами, как русская балалайка, африканская кора, американское банджо и индийский ситар!

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Диляра училась в девятом классе, когда услышала по ТВ мелодию флейты. Волшебные звуки настолько очаровали девушку, что ей безумно захотелось научиться играть. Диляра тут же попыталась самостоятельно сделать инструмент, но попытки не увенчались должным успехом и, в итоге, она купила блок-флейту (разновидность продольной флейты - прим.авт.). Играть училась сама: сначала изучала ноты, а потом доверилась слуху.

Моя первая флейта называлась «японская сякухати», я ее смастерила из полихлорвиниловой трубы. Считается, что сякухати была создана для медитации. Звук флейты гармонизирует и приводит в ровное состояние играющего, а практикуя наблюдение за своим дыханием во время игры, можно привнести это качество в жизнь: человек становится более осознанным и созерцательным. Но это все произойдет, когда ты научишься играть на флейте, а я, пока создавала ее, изрядно намучилась, - вспоминает крымская мастерица.

Гучжэн. Фото Д. Абдурешитовой

Соседство жалейки и сякухати

Сначала девушке не удавалось извлечь из флейты ни звука. Думала, что-то не так вырезала или соединила неверно. Как оказалось, японская сякухати считается одной из самых сложных флейт, потому что там нет свистка, а вместо него - утагучи (буквальный перевод - «песня рта»). Это срез, с помощью которого рассекается воздушный поток, в результате чего возникает звук. И когда она поняла, как устроена флейта, инструмент заиграл.

Самоучка Диляра во всем: как изготавливать свои флейты, как на них играть. Рассказывает, что, просматривая фотографии в интернете, методом проб и ошибок, учится их мастерить. Так и нотную грамоту осваивала самостоятельно. «В Старом Крыму музыкальная школа находится очень далеко от моего дома, поэтому мне было неудобно туда добираться. Сейчас, когда я учусь в Симферополе, у меня на это уже нет времени. Да и не делаю я из своего хобби ни профессии, ни бизнеса. Ноты немного знаю, могу на каком-то концерте сыграть, а флейты делаю больше для себя. Бывает, кто-то заказывает, но я особо это не афиширую», - признается Диляра.

О том, чтобы продавать и зарабатывать на музыкальных инструментах, она как-то не задумывалась. Хотя если говорить о цене, то такая ручная работа будет цениться от 1000 рублей и дороже.

Творить, создавать, а потом играть на национальных инструментах - это у крымской красавицы для души. По жизни Диляра решила пойти путем экономиста. «Конечно, это не так интересно, как мое хобби, но нужно же диплом реализовать», - улыбается мастерица.

Всего в коллекции Диляры порядка тридцати разных музыкальных инструментов. Из них только десять видов флейт разных народов мира.

Это японская сякухати, индийская бансури, славянская жалейка, украинская сопилка, южноамериканская кена, южноамериканская сампоньо, пимак (флейта североамериканских индейцев), белгородский пищик. Делаю струнные щипковые инструменты - маленький японский кото и большой, почти метр в длину, китайский гучжен (родственники европейской цитры). Совершенно уникальным считаю Уду - африканский глиняный барабан-горшок с двумя отверстиями, которые производит протяжные, почти потусторонние голоса. Африканские племена верили, что они слышат голоса предков, с которыми нужно общаться. Начала делать такие флейты, как хулуси и баву - китайские инструменты. Помимо флейт работаю над струнными, из самых грандиозных - кельтская арфа. Ее я загорелась сделать, когда услышала, как играет Элизбар (Эдуард Сиреч), мне очень понравилась! Арфу я делаю с 2013 года, прошлым летом натянула струны и почти уже научилась играть. Сейчас в процессе скрипка кемане (обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - прим. авт.), колки уже вырезала, основу сделала… - погружается в мир музыки крымчанка.

Флейту можно сделать из разного материала, но лучший и наиболее удобный - это бамбук. У него прекрасный теплый звук. Светлый бамбук она выращивает дома, а темный покупает в магазине. Кстати, в лавочках для рыбаков можно выбрать удилища из листоколосника семейства бамбуковых. Также девушка научилась изготавливать флейты из лагенарии (вид тыквы в форме бутылки). Или изготавливать из дерева с применением пчелиного воска, эфирных масел, натуральной кожи и ниток. Если за инструментом правильно ухаживать (не подвергать термическим, климатическим изменениям, протирать после игры внутренний канал инструмента), то он может прослужить вашим внукам.

Существует много красивых легенд, связанных с историей рождения флейт.

С XIV-XV века в Японии на сякухати играли странствующие буддийские монахи комусо, отличительной чертой которых была корзина на голове, что полностью скрывала их лица. Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации, так оно организует сознание и очистит ум.

А вот флейта североамериканских индейцев - пимак - предназначена для любви. С ее помощью индейские юноши соблазняли прекрасных девушек. Чистые и завораживающие звуки этого инструмента должны были убедить ее в серьезных намерениях избранника и показать все достоинства парня. Можно сказать, что флейты вершили весь разговор.

Древнейший инструмент индейцев Перу, Чили и Боливии кена - это, напротив, флейта печали. В давние времена влюбленный юноша, чтобы никогда не расставаться с трагично погибшей любимой, решил изготовить флейту из берцовой кости ее ноги. Сделав эту флейту, опечаленный молодой человек носил ее повсюду с собой, а когда играл, ее тоскливый звук напоминал ему голос и плач умершей возлюбленной.

В 16 лет Диляра сделала тувинскую скрипку Игил. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным кочевников - лошадью. Поэтому в старину его струны изготавливали из волос конского хвоста. В настоящее время также можно использовать и синтетические материалы, например, нейлоновые струны.

Индивидуальное звучание


Флейты. Фото Д. Абдурешитовой

Каждый инструмент - индивидуален, имеет свое отличительное звучание и по времени создается по-разному. Например, пимак не получится, если чуть больше вырезать отверстие - свист уже будет не тот. С материалом тоже надо быть предельно осторожным. Бамбук при обработке может треснуть. «Быстрей всего можно сделать индийскую бансури: чтобы вырезать, обработать, подобрать строй и украсить новенький инструмент понадобится около 6 часов плодотворной, усиленной работы, ну это если совсем не отвлекаться», - делится мастерица.

Когда все готово, остается последний штрих - Диляра ставит свою эмблему и додумывает оформление. К североамериканскому инструменту подойдет орнамент прерий, на арфе - кельтские узлы, герои мифологии.

Мне нравится все время делать что-то новое, прочувствовать каждый инструмент, который отличается своей музыкальностью. Взять хотя бы жалейку - у нее звук высокий, у японской сякухати - низкий, глубокий, - говорит искусница о своих творениях и тут же начинает демонстрировать их голоса.

Кажется, что девушка только и живет творчеством. Когда Диляра не создает инструменты, она рисует в стиле Зентангл (абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров - прим. авт.), вышивает сумочки для Къорана (атрибут свадебной церемонии), знает много компьютерных программ, занимается фотографией, электронным созданием музыки, увлекается растровой и векторной графикой. И, конечно же, интересуется музыкой.

Мне нравится слушать народные ирландские, японские мотивы. Когда я работаю над инструментом, меня сопровождает музыка. А вот когда подбираю строй, должна быть тишина, - раскрывает свои секреты талантливая девушка.

В своей семье Диляра не единственная творческая натура. «Способности передались от дедушки, - рассказывает мастерица. - Это человек с золотыми руками. Он сам построил дом, начиная от фундамента и до проведения проводки, он делал потрясающую мебель! Такого мастера еще надо было поискать!».


Африканский балафон. Фото Д. Абдурешитовой

На вопрос, не думала ли она передать или даже создать из своей коллекции музей музыкальных инструментов разных народов мира, Диляра отвечает, что инструмент создан для того, чтобы на нем играть. А если ты им не пользуешься по назначению, тогда нужно инструмент дарить или выставлять на продажу, чтобы он приносил пользу владельцу и радовал слушателей.

Конечно, что только одним пением музыка различных народов не ограничивается. Все этносы на земле создавали и свои инструменты для извлечения звука. Звуки таких инструментов способствуют наступлению медитативного состояния. Стрессы, тревоги и дурные мысли отступают во время прослушивания этнической музыки или игры на этнических инструментах.

Этнических музыкальных инструментов очень много и охватить их даже обзорно в одной статье невозможно. Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными и распространенными. Более того многие из этих инструментов вы можете приобрести в нашем магазине.

Одним из самых древних музыкальных инструментов являются варганы. Варган присутствует практически у каждой народности на земле. Варганы могут существенно отличаться по своему внешнему виду и способу игры, однако сама суть инструмента не меняется. Звук этого инструмента благоприятно воздействует на человека и окружающий мир.

Диджериду

Еще один из древнейших этнических инструментов – это диджериду. Изобретен он коренными жителями австралийского континента. Главной особенностью этого инструмента является то что на нем можно извлечь всего одну ноту. Между тем тембровый диапазон извлекаемого звука очень широк. Поскольку техника игры на этом инструменте предполагает непрерывное дыхание в определенном ритме, то довольно просто войти в трансовое состояние. Именно поэтому этот инструмент используется в различных ритуальных церемониях. Рисунок, который покрывает инструмент также имеет огромное значение.

Ситар

Этот инструмент имеет свои корни в южной Азии. Именно в Индостане были изготовлены первые прототипы ситаров. Инструмент несомненно отличается глубокой историей и имеет весьма преклонный возраст. Ситар относится к щипковым инструментам с богатым оркестровым звучанием. На нем устанавливается семь основных струн и вспомогательные. Если взглянуть на ситар, то создается впечатление что это очень сложный инструмент и это впечатление не обманчиво.

Калимба – это этнический инструмент африканского континента весьма распространенный и в наши дни. В Африке весьма сильны народные традиции и связанные с общественной и религиозной жизнью ритуалы, поэтому использование этнических инструментов не потеряло своей актуальности. Между тем калимба достаточно распространенный инструмент и у современных музыкантов особенно тех из них кто тяготеет к этническим мотивам. Калимбы весьма разнообразны по размеру и тональности звука. Инструменты больших размеров подчеркивают басовые ноты, а миниатюрные издают звуки хрустальной чистоты. Безусловно, что этот калимба относится к аккомпанирующим инструментам.

Русские народные инструменты

Как и у многих народов мира русские этнические инструменты представлены весьма широким спектром. Набирающие былую популярность гусли, традиционные балалайки, различные рожки, гудки, свирели и множество других инструментов. На традиционные русские инструменты можно исполнять любую музыку, от народной, до классической.

Положительное влияние этнической музыки

Этнические инструменты, как говорилось выше, благотворно влияют на организм человека. Созданные в неразрывной связи с природой этнические инструменты помогают нам лучше понять окружающий мир и найти свою гармонию.

Если вы занимаетесь этнической музыкой или просто решили приобщиться к огромному пласту мировой культуры, то в нашем магазине можно приобрести самые различные этнические инструменты. Предлагаемый выбор не оставит вас равнодушными и способен удовлетворить самый изысканный вкус.

Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.