Картины из размоченной бумаги с пластилином. Пластилиновая живопись. советы. Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

Қарағанды қаласының білім бөлімі

121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»

Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.

Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»

Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

    Введение

    История создания пластилина

    Виды пластилина

    Виды пластилиновой живописи

    Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя – это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе –лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших , произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

- «Жвачка для рук» ( от англ. HandGum ) – этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

«Восковой пластилин» - не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи : первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные . Барельефы также часто помещаются на памятников, на , , , .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой т ак называемый стиль, или почерк .

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передае т желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию под вижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно». Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный прос тор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всесторо ннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты .

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»

25858

Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.



Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео - урок по лепке

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин



Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи


Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные - затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

- это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты - стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?


Ограничений - нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…



Пластилин можно использовать не только для лепки. Им можно, как красками, рисовать картины. Особенно это должно быть интересно детям.

Сегодня можно купить пластилин очень красивых и разнообразных оттенков. Только белого пластилина желательно иметь больше, так как он идет еще и для создания оттенков.

Если дети хотят выполнить картинку в стиле раскрасок, то пластилин можно не смешивать и работать теми цветами, которые есть в наличии.

Но, если делать более “взрослую” работу, то для создания оттенков пластилин придется смешать.

Для работы нам понадобится рамка и вставленный в нее кусок ДВП (или кусок от картонной упаковки бытовой техники или мебели).

Работать можно с любой стороны. На гладкой пластилин ложится легче, но на шершавой стороне проглядывающий текстурный рисунок будет создавать иллюзию холста.

Накладывать мазки можно пальцем или специальным пластиковым стеком, который продается почти в каждом наборе.

Итак, мастер класс в группе "Развивайка. Родители и дети в интернете от Марины Терешковой:

Стеком я снимала лишние выпуклости и смешивала тонкие слои пластилина прямо на картине. Можно и не убирать излишки пластилина - фактурность придаст работе особый шарм. Но материала уйдет намного больше.

После того, как предварительный фон был закончен, я приступила в выполнению цветов. В процессе работы фон еще будет дорабатываться и дополняться, чтобы собрать композицию в одно целое.

Для ромашек я использовала белый пластилин с добавлением желтого, голубого и черного пластилина, чтобы создать оттенки. Когда лепестки были готовы, я скатала шарик, расплющила его немного и тупой иголкой создала фактуру сердцевинки.

Для шарика лучше смешать желтый, оранжевый и зеленый пластилин, но так, чтобы кусочки не перемешались до конца. Оранжевого и зеленого надо взять совсем немного.

В сердцевинку потом добавила еще совсем чуть-чуть зеленого цвета.
Таким образом, я сделала три ромашки и добавила к ним васильки. Ведь на поле они, обычно, растут рядышком.
Резные края лепестков у васильков разрезала стеком.

Теперь переходим к траве. Такими же мазками я с помощью пальца нарисовала листья и травку, затем в некоторых местах прорисовала стеком, разделяя травинки. Стебельки можно сделать из тоненьких колбасок, прилепив их на фон и немного размазав.

Дорабатывая фон, я создала на небе пластилиновое облачко и немного притемнила передний план.








автор разыскивается

Каждый с удовольствием смотрит смешные мультипликационные фильмы. Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Для резания пластилина и нанесения ею на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.

Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.

Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

Для раскатывания пластилина удобна скалка.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.


"Собачья верность", автор Шевчик Сергей

Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноко-выжималку и т. п.

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.

Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.

Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или пролавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которою стекой или скальпелем отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.


Белов Кирилл и Белова Светлана Николаевна, Тюменская область, г. Ишим, ДС № 19

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получении необходимого зрительного эффекта.

Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.

Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век.

Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.


Статьи

Живопись - это один из самых сложных видов искусства. А человек - это существо, которое всегда старается облегчить себе жизнь. И так как люди любят искусство, да и творить хочет каждый второй, была придумана пластилиновая живопись.Выполнить работу в такой технике сможет даже ребенок. Тут главное - терпение. Ведь в отличие от масляной картины, пластилиновая не может не получиться. Сегодня мы хотим предложить несколько идей для творчества и вдохновить на создание шедевра.

Немного о пластилиновой живописи

Этот вид искусства появился сравнительно недавно, в конце прошлого века. До этого художники из пластилина лепили объемные фигуры. Часто этот материал использовали, да и используют в настоящее время, скульпторы, чтобы быстро сделать какую-либо форму.

Технику пластилиновой живописи изначально осваивали только дети. Художники считали это баловством. А вот воспитатели в детском саду с удовольствием размазывали с детьми пластилин по картонке. Этот процесс развивает мелкую моторику, воображение и помогает окрепнуть мышцам рук. Но со временем пластилиновая живопись вышла за рамки детского сада, и сегодня у нее много поклонников среди взрослых людей. Правда, профессиональные художники до сих пор считают этот вид искусства слишком примитивным. Но на самом деле, он не примитивный, а декоративный. И точно имеет право на существование.

Виды такой живописи

Как и в любом искусстве, с его развитием появляется много различных техник, в которых можно творить. Какие же виды пластилиновой живописи существуют?

  • лепка мазками;
  • рельефная лепка;
  • работа по шаблону;
  • лепка из жгутов;
  • контурное создание работ;
  • лепка горошком.

Каждая из разновидностей такой живописи требует своего материала. Виды пластилина бывают разными. Есть мягкий материал, который хорошо размазывается по поверхности. А есть твердый пластилин, который хорошо держит форму.

Материалы, которые необходимы для работы

Чтобы создать картину в технике пластилиновой живописи, нужно приобрести все необходимое. А что же потребуется для работы? Различные виды пластилина. А какие они бывают? Пластилин бывает:

  • обычный;
  • парафиновый;
  • восковой;
  • шариковый;
  • флуоресцентный;
  • скульптурный;
  • застывающий.

Помимо пластилина, понадобятся стеки. Это такие пластиковые ножики. Обычно их вкладывают в большие наборы пластилина. Но если вы решили заняться делом серьезно, то приобретите качественные деревянные стеки.

Основой для любой работы должна быть или картонка, или кусок ДВП. Второй вариант предпочтительнее.

Еще могут пригодиться различные салфетки и тряпочки.

Новогодний пейзаж

Уходя на зимние каникулы, дети, а часто и взрослые, не знают чем себя занять. Попробовать себя в качестве пластилинового живописца может каждый. Результат своего творчества будет вдохновлять в течение всего года. Как же создать картину в технике пластилиновой живописи? Новый год станет отличным сюжетом для изображения. Сначала нужно карандашом на картонке нарисовать эскиз. Это может быть домик, мост, речка и заснеженные деревья. Эту картину будем создавать в двух техниках: лепки мазками и лепки горошком. Первым делом рисуем фон. Берем пластилин голубого цвета, разминаем его в руках, отрываем небольшой кусочек и намазываем его на картонку. Втирать материал нужно сильно, чтобы сцепка получилась качественной. Для того чтобы уменьшить расход пластилина, фоновый слой нужно делать тонким. Голубые мазки следует чередовать с белыми и темно-синими. Это будет река. Дальше рисуем закат. Он будет фиолетово-розовый. Второй этап работы - это вылепливание второго плана. Это будет домик, мост и елки. Дом создаем следующим образом. Скатываем из пластилина маленькие разноцветные шарики и заполняем ими контур. Финальное действие - это прорисовка деревьев, стоящих на переднем плане. Ствол изготавливаем привычным способом размазывания пластилина, а ветки делаем из жгутов.

Стилизованное дерево

Эту работу мы будем изготавливать очень необычным способом. Для создания картины понадобится шприц. Снимаем с него иголку, погружаем в цилиндр пластилин и вставляем поршень. Первый шприц заполняем темно-зеленым материалом, а второй - светлым. Теперь подогреваем в кастрюле воду и кладем туда шприцы. Когда пластилин немного поплавился, можно начинать работу. Достаем шприцы и выдавливаем на картонку колбаски. Чередуем темный и светлый пластилин. Колбаски наклеиваем полукругами, как бы создавая эффект холмистой местности. Когда трава готова, промываем шприцы и заполняем их синими оттенками пластилина. Подогреваем материал и начинаем рисовать небо. Делаем его прямыми полосками, чередуя несколько оттенков. Там, где будет солнце, нужно оставить свободное пространство. По аналогичной методике создаем небесное светило, дерево и стилизованные яблоки. Пластилиновая живопись - интересное занятие, а метод работы со шприцем является одним из самых простых, но при этом очень эффектным.

Верба

Одно из интересных досуговых занятий - это пластилиновая живопись. Мастер-класс по изготовлению букета вербы читайте ниже. Для создания такой картины понадобится цветной картон и пластилин синего, голубого, коричневого и белого цветов. Подготавливаем материал. Начинать нужно с разминания голубого и синего пластилина. Когда материал станет мягким, следует скатать из него колбаски. Теперь нужно разделить лист картона визуально на три части. Низ листа будет занимать вазочка. Намечаем ее середину и начинаем в этом месте закручивать колбаски в улитку. Следует чередовать голубой и синий цвета.

Когда большой круг будет готов, сверху и снизу обрамляем его прямыми колбасками. Теперь приступаем к изготовлению веток вербы. Для этого нужно накатать колбаски из коричневого пластилина. Выкладываем ветки в произвольном порядке. Желательно, чтобы их получилось нечетное количество. Собираем почки вербы. Для этого следует скатать маленькие коричневые и белые колбаски. Соединяем их друг с другом. Теперь почки нужно приклеить к веткам - и картина будет готова.

Гжель

Пластилиновая живопись может быть выполнена по мотивам народного промысла. Например, гжели. Создадим из жгутов изображение птицы. На картоне нужно нарисовать контур курицы. Рисунок можно скопировать с образца, приведенного выше, или же придумать свою картинку. Дополнять птицу будет цветочный орнамент, расположенный сверху и снизу. Для изготовления данной работы понадобится шприц. Наполняем его пластилином, разогреваем в кастрюле и приступаем к творчеству. Тонкими жгутами выкладываем хвост и контур птицы, а также орнамент. Дополнить изображение нужно толстыми полосками голубого и синего цвета. Вручную катаем колбаски и немного приплющиваем их пальцами. Создаем орнамент внутри птицы. Стеком или ногтем на толстые колбаски следует нанести узор в виде надрезов. Из раскатанного пласта пластилина вырезаем контур головы. Осталось разместить мелкие детали. Скатываем шарики из синего пластилина и размещаем их в соответствии с рисунком. В качестве цветовых акцентов следует расставить белые точки. Их нужно сделать из шариков и приклеить в центр синих кружков.

Парусник

Работы в технике пластилиновой живописи выглядят красиво и оригинально. Перед началом работы нужно создать эскиз. Берем тонированный картон и рисуем контур парусника и волн. Для создания изображения нам потребуется разогретый в шприцах пластилин. Когда материал немного подтает, приступаем к работе. Тонкими жгутами выкладываем силуэт лодки. Красиво будет смотреться растяжка от коричневого к белому. Когда корпус готов, нужно сделать паруса. Их тоже рисуем жгутами, выдавленными из шприца. А вот флаги придется сделать вручную. Осталось дополнить картину волнами. Делаем барашков из пластилина. Подбирать материал нужно тщательно, чтобы цвета красиво сочетались друг с другом. Если в вашем наборе нет подходящего оттенка, его следует сделать самостоятельно, смешав синий пластилин с белым. В качестве дополнения можно над парусником приклеить чаек. Обрамить работу следует с помощью пластилина. Нужно скатать две колбаски и скрутить их в жгут. Если в жгуте произошел разрыв, лучше его переделать. Дополнить такую работу можно ракушками и металлической фурнитурой в виде якоря.

Девочка в лодке

Создать такую картину под силу только опытному мастеру. Пластилиновая живопись из шприца требует сноровки. Перед тем, как непосредственно приступить к работе, следует нарисовать эскиз. Затем необходимо разогреть пластилин в шприцах. Причем делать это придется партиями. Как альтернативный вариант, можно оставлять неиспользованные шприцы с пластилином лежать в теплой воде, чтобы материал не застывал. Первым делом следует изготовить лодку. Она делается из оттенков коричневого и желтого пластилина. Справа будет тень, а слева - свет. Это нужно учитывать, заполняя контур лодки жгутами.

Когда плавательное средство готово, переходим к изготовлению девочки. Мазками создаем ей лицо и руку, а затем жгутами выкладываются волосы и платье. И опять нужно помнить про свет и тень. Справа волосы будут темнее, а слева светлее. Платье стоит делать послойно, и начинать изготавливать его следует с конца, то есть с подола. Ярус за ярусом накладываем жгуты, создавая эффект объемных рюшиков. Переходим к финальной части - "рисуем" море. Волны будут выглядеть как закрученные улитки. Их тоже нужно изготавливать послойно, чтобы создавался эффект заднего и переднего плана. Некоторые круги можно подчеркнуть белыми полосками - это будут блики. Из жгутов делаем рамку, а сверху можно изобразить волну, чтобы показать бесконечность водной стихии.

Жирафы

Сотворить животных из пластилина - легкая задача. Причем делать фигурки на плоскости даже проще, чем лепить их в объеме. Как же "нарисовать" картину с двумя жирафами? Первым делом нужно мазками мягкого пластилина сделать фон. Затем вылепить фигурки животных. Создаются они следующим образом. Для изготовления большого жирафа раскатываем пласт пластилина. Из него вырезаем два овала, один небольшой, а другой удлиненный, и прямоугольник с мягкими краями. Все это в нужной последовательности приклеиваем на фон. Из толстых колбасок следует создать ноги, хвост и рожки. Уши должны иметь форму капель. Теперь нужно декорировать животное.

Из фиолетового пластилина изготавливаем копыта и шарики на рожки. Из желтых кругов делаем пятна и кисточку хвоста, а из черных шариков - глаза и нос. По аналогии создаем маленького жирафа. Теперь переходим к изготовлению деревьев. Прямоугольники коричневого цвета с мягкими краями станут стволами. Их можно декорировать жгутами в тон. Из зеленого пластилина катаем шарики и расплющиваем их. Таким образом создаем листву. На деревья можно посадить разнообразных птиц.

Социальная работа

Детям можно прививать бережное отношение к братьям нашим меньшим разными способами. Один из них - это лепить животных из пластилина. Желательно, чтобы в работе поднималась какая-то социальная проблема, например, дружба человека и собаки. Приступить к изготовлению этой картины из пластилина нужно со втирания материала в фон. Затем необходимо изготовить задний план - это могут быть окна и кирпичи, которые выглядывают из-под облупившейся штукатурки. На переднем плане мазками изображаем девочку с зонтом и собаку. Осталось дополнить композицию каплями дождя и символической надписью.

Зимняя картинка

Пластилиновая живопись для детей - это не только способ скоротать время. Благодаря такому творчеству развивается мелкая моторика, а также воображение и терпение. Создать картинку на зимнюю тематику можно не только на картонке, но и на одноразовой бумажной тарелке. Закрываем это изделие синим и белым пластилином, который втираем в картон мазками. Теперь из прямоугольников выстраиваем избушку. Дополняем ее окошком. Изготавливаем крышу. На переднем плане следует зелеными мазками "нарисовать" разлапистую елку, а из жгутиков сложить ветки рябины. Дополнить композицию нужно снегирем, месяцем и хлопьями снега.

Собака

Создать любое животное будет легко, если распечатать его контур на принтере. Объектом нашего творения станет собака. Пластилиновая живопись может быть не только реалистичной, но и декоративной. Поэтому будем делать животное разноцветным. Греем кусок пластилина в руке. Мазками этого цвета украшаем различные части собаки. Потом берем другой оттенок и проделываем то же самое. Работа будет закончена, когда на собаке «живого места не останется», то есть она вся будет состоять из мазков пластилина.

Вот они, первые, защищающие, оберегающие от всего мира объятия мамы, затем лёгкие дружеские похлопывания по плечу, и вот уже робкие нежные прикосновения возлюбленного – все эти счастливые мгновения «сделаны руками». И даже в те моменты, когда эмоции переполняют нас, глаза не находят себе места, а слова застревают, на помощь приходят они – «говорящие», утешающие, подбадривающие руки. То, к чему мы прикасаемся, получает отпечаток наших эмоций. То же можно отнести и к живописи. Разве через кисть не транслирует художник всего себя – от особенностей цветовосприятия до философии его жизни?

11 лет назад я поняла, что живопись, ради которой осуществляется убийство животных – это не моё искусство. Производители художественных кистей на мой вопрос о производстве беличьих кистей ответили, что используются хвосты, доставляемые как «отходы» меховых фабрик. То есть истерзанные трупики «дорабатываются» до кисточек.

Вот стоишь в парке, смотришь по сторонам, сжимая в руке заветный орешек. Ждёшь, когда же, когда из зелени ветвей шустро выпрыгнет рыжий зверёк? Появился, осматривается, не подбегает близко. И вот, исполнив танец страха и любопытства, маленькое мохнатое существо вдруг... Прыгает к тебе на руку. Сердце замирает. Вот оно, пушистое облачко, сидит: ладонь ощущает холодную кожицу и тоненькие коготочки лапок. Старательно и быстро разгрызает орех, а чёрные виноградинки глаз доверчиво смотрят на тебя: «Не припасён ли ещё орешек?!». И это чудо, хрупкое и смешное... Убить, чтобы рисовать мёртвой белкой ещё живых?!

Я для себя решила, что не хочу быть прикреплённой к цепочке убийства, даже и последним, ничего не решающим звеном. В век нанотехнологий и смартфонов убивать животное ради того, чтобы дошкольник акварелью яростно поразмазал на бумаге пару кругов? Чтобы через месяц негодную кисточку выкинули, и не подумав, что это в помойке невинно и не нужно загубленная жизнь?

И выбросить, и убить можно руками, как руками можно и спасти. Я не использую кистей для живописи, я рисую подушечками пальцев и пластилином.

Кому-то покажется смешным, что «детский» материал может использоваться в таком пафосно-важном деле как живопись. Я творю в этой технике 12-й год, и за это время выслушала немало странных комментариев по поводу пластилина. Кому-то хотелось подвергнуть картины испытанием зажигалкой, кому-то заморозить в холодильнике: большинству людей казалось, что пластилин не долговечен, а потому нужно непременно доказать мне несостоятельность моего выбора. Но, увы, у недоброжелателей ничего не вышло: пластилин со временем не теряет цвета, не рассыхается и не реагирует на погодные перемены. В данном моменте я не говорю о картинах, которые создаются путём нанесения на картон без закрытия работы. Если оставлять картину на открытом воздухе, не герметизируя, то где-то через 5-6 лет она может рассохнуться, к тому же её трудно будет очистить от набравшейся пыли.

Технология моей работы – нанесение пластилина на стекло или пластик, а затем закрытие работы тем же пластиком, либо плотным картоном. В мастерской хранятся мои самые первые работы: они также радуют глаз, и хотя им уже 10-11 лет, – они ничуть не изменились.

Итак, каковы же преимущества пластилина как материала для живописи:

1. Готовые созданные вами оттенки хранятся (не засыхая!) бесконечно долго. Чего нельзя сказать об акриловых, гуаши и акварельных красках.

2. Работа, созданная в пластилине, в несколько раз дешевле по себестоимости, чем картина, написанная любым из видов красок.

3. При рисовании пластилином снижается проявления суставных болей и артрозов, а также, благодаря мелкой работе и давлению на кончики пальцев, улучшается работа головного мозга.

Немного о технологиях.

Что только не делают с пластлином: нагревают и рисуют из шприца горячим, растирают, делают «колбаски», формируют контуры, а затем их заполняют, подкладывают под стекло фотографии и картинки. Я придерживаюсь классики: формирую шарики разных цветов и оттенков, создаю палитру для моей картины, а затем растираю отщипанные кусочки по стеклу – «рисую». Я не использую шаблоны или подкладываемые фото: я всегда «творю» пластилином, экспериментируя с цветом и формой «мазка».

Несмотря на кажущуюся простоту, пластилин может таить в себе и некоторую «подлость»: от 5-6-ти часовой работы, а то и раньше, на пальцах от трения могут... образоваться покраснения и настоящие мозоли. Но день-два после они, как правило, проходят.


Совет начинающим: используйте пластилин известных отечественных марок, таких как «Луч» и «Гамма» – это проверенные материалы. Чешский пластлин склонен разламываться и не обладает такой податливостью, к тому же плохо намазывается и смешивается. А китайские пластилины склонны рассыпаться со временем, к тому же многие из них не проверены на качество.

За 12 лет работы я создала более 130 картин, из которых 88 успешно проданы. Я провела 6 выставок. Некоторые из моих картин в частных коллекциях Японии, Франции, Канады и Америки. Последние 2 года активно пропагандирую синтетические кисти и отказ от беличьих кистей, выставляя картины проекта «Для-Художника-Кисти-А-Для-Белок-Их-Жизни!».


Руки даны нам для того, чтобы передавать любовь, любовь к Жизни и Живому: отдавать, продолжая Торжество Жизни – в этом моя философия как художницы!